The Art of Self Defense / Искусство Самообороны (2019)
Джесси Айзенберг будто создан для подобного кино. Вообще не вижу смысла ему сниматься в чем-то другом, где нельзя использовать его задротски-неуверенную ауру и ускоренный темп речи. С одной стороны: это почти как просить Джейсена Стэтхема сниматься исключиетльно в ролях Перевозчика/Механика/Защитника, с другой — когда на актере образ как влитой, то почему нет?
Смотреть кино нужно, как минимум, из-за актеров. Айзенберг будто достигает своего апогея задрота и неудачника, взяв лучшее из «Социальной Сети», «Зомбилэнда» и «Двойника». Имоджен Путс даже с челкой колхозницы из села Кукуева приковывает внимание, а Алессандро Нивола в роли сенсея и вовсе главная находка картины. Харизмища у мужика такая, что экран трещит. Удивительно, как скромно протекает его карьера — кроме брата Кастера Троя в «Без Лица» и дизайнера-гея из «Неонового Демона» особо и вспомнить нечего было. До этого момента.
«Искусство Самообороны» — это такая типичная дарк-комедия, где вроде все такое смешное, нелепое и милое, а потом как дадут мрачняка, что аж неловко становится. Если вам нравится подобное, то останетесь довольны. Нелепые паузы в диалогах, охуенный и тонкий юмор, чудаковатые герои прямиком из «Наполеона Динамита» и фильмов Уэса Андерсена перемешиваются с натуралистичным насилием и депрессивными нотками. Отличный коктейль.
У фильма есть некоторая проблема в том, что весь сюжет предугадывается задолго до раскрытия всех поворотов. Возможно, режиссер и не пытался ничего скрывать, но ореол загадочности вокруг личности сен-сея говорит сам за себя. Впрочем, даже зная заранее все «твисты» — это не отменяет визуального стиля, на котором держится добрая половина крутости фильма.
«Искусство Самообороны» это не самое обязательно кино, но не по причине отсутствия масштаба. Просто оно… какое-то личное, что ли. За всем этим слоем юмора и чудаковатой стилистика чувствуется душа, которую вложили в картину создатели . Плюс, если вы когда-нибудь ходили в детстве в секции каратэ/аикидо/дзюдо, то во время просмотра ощутите непреодолимое чувство родства с главным героем и его воодушевлением от получения своего первого пояса или радость от первых успешных шагов на тренировках.
Ненавижу это слово, но оно тут подходит: кино отдает какой-то близкой сердцу «ламповостью». Возможно, меня так впечатлило от того, что чувство неуверенности и замкнутости главного героя частично отражается в моем личном персоналити. Плюс, очень люблю охуенные концовки и больше всего переживал, что фильм скатится в банальное моралите и слащавые нравоучения. Хуй там плавал. Финал «Искусство Самообороны» — это разрывы привычных штампов и уход в кровавый сюр. Слишком маленькое и личное кино, чтобы его кому-то навязывать, но у меня в топ лучших фильмов 2019 года, скорее всего, войдет.