ГлавнаяРЕВЬЮ НА ФИЛЬМЫTrue Detective (2019), 3 season

True Detective / Настоящий Детектив (2019), 3 сезон

Так уж повелось, что начать разговор про новый сезон лучшего сериала на планете приходится издалека. Этого не избежать — нужно выстроить понимание того, как автор текста относится к «Настоящему Детективу». Учитывая, что я называю этот сериал главным в своей жизни, то и текст будет соответствующим. Он будет личным, он будет объемным и он будет категоричным. Но, как неоднократно заявлял — объективность это все хуйня, есть лишь вы и ваше мнение. Оно либо резонирует с кем-то, либо нет.  Сэкономлю вам время — все три сезона люблю всей душой. Если вы окей с этим, то поехали. Третий сезон описываю без глобальных спойлеров, но все же не рекомендую не смотревшим, а в комментарии вообще не заглядывайте. 

Про успех первого сезона

Главная проблема «Настоящего Детектива» — в его же зрителях. Успех шедеврального первого сезона обеспечил огромный кредит доверия к Нику Пиццолатто от HBO, но и одновременно избаловал аудиторию. Сериал, который стер навсегда рамки между кино и ТВ одновременно и породил растущего монстра, с которым не имел планов тягаться — с неблагодарной армией зрителей, которые требуют больше, чем они могут переварить.

Первый сезон — это вообще случай уникальный. Ник Пиццолатто (автор сериала), работая преподом литературы и подрабатывая в баре, десять лет писал в блокнот мрачные мысли-заметки. Начитавшись Эмиля Чорана и ахуев от жизни, у начинающего писателя родились тонны монологов, который спустя годы он засунет в уста Раста Коула. Влившись в телевизионную тусовку (после сценария для пары эпизодов сериала «Убийство») он проталкивает идею шоу в жанре «бульварный детектив». По его замыслу — история будет вертеться вокруг расследования, но главная фишка — персонажи и их взаимоотношения.

Медитативная составляющая, куча заумных нигилистических монологов, не самый приятный глазу Южный штат Америки (от изначально задуманного Озарка место действия перенесли в Луизиану) не гарантировали сериалу массовую заинтересованность зрителей. Потому в сериал привлекли голливудских актеров, с неплохим бекграундом, но недостаточно востребованными, чтобы ахуевать от нулей в их гонорарах. Макконахи на тот момент утонул в глазах общественности в ролях красивых любовников, а Харрельсен…. это просто Харрельсен — его все любят, но он не тот человек, чье лицо крупно въебенят на постер.

Кто бы мог подумать, что незадолго до выхода сериала Макконахи резко сменит амплуа и возьмет Оскара за «Далласский Клуб Покупателей», а в «Настоящем Детективе» выдаст перфоманс всей жизни? А спустя еще время (в тот же год, блять!) у него выйдет «Интерстеллар» Криса Нолана? Да ну никто, блять! Внезапно из «вау, этот мужик умеет в драматические роли» он стал «драматический актер ААА-класса». Мы, конечно, и так в курсе, что у Мэтью задолго до «Настоящего Детектива» были охуенные серьезные роли, но мы сейчас говорим о массовом сознании.

Внезапно сериал Пиццолатто становится народным хитом. Раст Коул как анти-герой нашего времени, а его монологи — культ цитаток для простолюдин и не только. Это был взрыв. Идеальная режиссура Кэрри Фукунаги дополнила роскошный сценарий. Начальная заставка моментально родила целую плеяду последователей. Ну вот звезды сошлись. Сериал стал хитом у масс, а как нам известно — где массовая любовь, там же и назревающий массовый хейт. Хуле — вселенский баланс.

Мало кто сейчас уже вспоминает об этом, но первый сезон хуесосили так же часто, как и хвалили. Особенно сильно доставалось последним двум эпизодам. Даже я соглашаюсь с лагерем бастующих — ибо закончить сериал банальным маньячным противостоянием, когда вся история содержала в себе тонны мистики и твинпиксовой загадочности… ну такое… Еще этот ебучий хэппи энд…

Я всем сердцем люблю Раста Коула и Марти Харта. Я отношусь к ним, как к родственникам и мое сердечко теплотой наливается, когда вижу их живыми и почти здоровыми в финале. Это тот случай, когда из-за любви к героям, ты радуешься хэппи энду, но в глубине души ты понимаешь, что мрачняк задел бы еще сильнее. История так и намекала — конец будет жесткий, бескомпромиссный, тяжелый. Однако, Пиццолатто — любитель играть с ожиданиями. Сейчас уже кажется, что он поступил правильно и с точки зрения арки персонажей все очень заебись… но я всегда буду топить за то, что драматичный финал второго сезона — лучшее, что случалось с телевидением за последние пять лет.

Про провал второго сезона

Получившийся сериал настолько сильно впечатлил HBO, что те сразу заказали Пиццолатто второй сезон. Формально, у мужика было всего нихуя на написание текста, ведь выпустить продолжение нужно было спустя год. Благо, мужик годами мечтал о творческой свободе. В этот момент Ник понял, что может выпустить демонов наружу и вдоволь повеселиться. Учитывая, что изначальный концепт сериала-антологии оставался неизменным — бульварный детектив с упором на персонажей — он смог отойти от временных линий и сосредоточиться на масштабе и саспенсе. Проблема в том, что никто кроме него об этом не знал. Все ждали очередной литературный эпос в формате телевизионного фильма.

Пиццолатто неоднократно заявлял, что мысли, которые проносит Раст Коул в сериале — его собственные, из прошлой жизни и ее мрачных моментов. Однако, уже к написанию сценария первого сезона это были лишь «заметки из блокнотов» и весь этот нигилистический мрачняк мамкиных доморощенных циников он давно не разделял. Автора больше интересовали сложные персонажи, их взаимодействие и химия. Как показала практика — зрителей интересовало другое.

Лично я стараюсь быть человеком адекватным по мере своих умственных возможностей, но когда дело касается любимых фильмов и сериалов — все сразу идет по пизде. Именно потому без зазрения совести признаюсь, что делю людей на две категории — те, кто второй сезон боготворят и остальные, кто смотрел его с головой в жопе. Мало того, что есть совсем уж ебанутые, которые не досмотрели сериал из-за «медленного старта», так они же продолжают толкать в головы окружающих заявы о том, что второй сезон хуйня. Не досмотрев его. Красавчики. Такие вот потом ставят звездочки на Кинопоиске и подобные им этим звездочкам доверяют. Но это отдельная тема для желчи.

Нет таким прощения, ибо вся аргументация скатывается к «скучные первые серии» и «первой сезон лучше». Вторая половина набирает ТАКИХ оборотов саспенса и динамики, какой истории про Раста Коула и не снилось.  Даже ушедший тогда снимать первый полнометражный проект для Нетфликс («Безродные Звери») Кэрри Фукунага не сильно подпортил малину. Это даже скорее сыграло на руку, так как Пиццолатто принял решение привлечь сразу несколько режиссеров, что подарило «Настоящему Детективу 2» такой визуальное разнообразие, что по картинке у него до сих пор нет конкурентов.

Второй сезон подарил и сюжет про падение успешного мафиози, и историю искупления коррумпированного копа, и охуенно приятные романтические линии (вообще ахуй!), и одну из лучших уличных перестрелок в истории кино со времен «Схватки» Майкла Манна и, конечно же, один из самых крутых финалов в истории сериалов. Идущий по пустыне Винс Вон (который так же разорвал для всех шаблон о комедийном актере) — то, ради чего должен был быть создан кинематограф. Вернулись и мистические вайбы, которыми в этот раз Ник распорядился как надо. Да сука, ТАМ ЛЕРА ЛИН В БАРЕ ИСПОЛНЯЕТ САУНДТРЕКИ СЕРИАЛА! Как вообще можно считать человека нормальным, когда он все это называет плохим?

Однако, второй сезон считается провальным. Массовый зритель пришедший за Макконахи 2.0 не получил ничего, обругал сериал с ног до головы, а бедный Пиццолатто потом перед всеми извинялся. HBO признались, что зря его поторопили и что больше не будут торопить маэстро со сценарием и третий сезон будет тогда, когда Ник сам скажет, что готов.

Фраза «первый сезон лучше» касаемо этого сериала обязана звучать как «первый сезон мне больше по душе». Это два абсолютно разных фильма, два абсолютно разных бульварных детектива, где во главе стоят персонажи и их взаимодействие. Безусловно — история Раста Коула обладает своим уникальным лицом. Это действительно одна из лучших вещей в жанре триллера из когда-либо снятых. Слово «атмосфера» — это синоним «первого сезона тру детектив». Но это все ни в коем случае не означает, что «Настоящий Детектив 2» плохой. По хорошему — в сравненим с первым сезоном проигрывает почти все, что вообще выходит в жанре триллера.

Логичен аргумент «это же один сериал». Логичен вплоть до момента, пока ты не усвоишь одну супер простую мысль. «Настоящий детектив» — это не про монологи о тщетности бытия на фоне поисков серийного убийцы. Это всегда было и будет про непростых героев и их отношения. Это всегда будет про людей со значком и их самоотдачу, разрушающую не только их жизни, но и жизни их близких. И как же я счастлив, что третий сезон раз и навсегда расставил все точки. Все зеваки притянутые культом мрачного Макконахи, наконец, отвалятся и по большей части останутся лишь благодарные зрители, которые знают ЗАЧЕМ они ждут историй от Пиццолатто.

Про просмотр третьего сезон

Еще на стадии новостей, когда был объявлен актерский состав — было понятно: Пиццолатто сосредоточен на истории. Никаких именитых актеров, чтобы не вводить зрителей в заблуждение, никаких голливудских дамских угодников типа Колина Фаррела и Мэтью Макконахи. Берется харизматичный и талантливый Махершала Али и к моей невиданной радости — Стивен Дорф, который еще с 1997 года попал в сердечко за роль Дяькона Фроста («Блэйд»). Хотя в клипе Бритни Спирс, где она тонет в ванной он тоже сердца воровал, чего уж там.

Самое главное понимать, что Пиццолатто развивается не только как автор, потому смело можно заявить, что новый сезон — самый зрелый из трех. Темы, которые в нем поднимаются больше не похожи на желание молодого автора раздать всем пизды и держать зрителя за грудки. «Настоящий детектив 3» — это все тот же «бульварный детектив про людей и их взаимоотношения», только свернувший в сторону взаимоотношений.

Первые три эпизода по традиции нагло наебывают, закручивая сюжетные гайки и нарочно копируя историю Раста Коула — с интервью и прыжками по временным линиям. Как только история раскручивается, персонажи вырисовываются — Пиццолатто сдвигает сериал в сторону другого вектора. Именно тогда и происходит главный разлом в лагере зрителей. Одни ЗНАЮТ, за чем они пришли в мир «Настоящего Детектива», а другие ДУМАЮТ, что знают.

Первые погружаются в атмосферу, ловят каждую фразу и плывут по течению, ахуевая от того, как грамотно выстроено повествование с позиции трех временных линий. Вторые же до самого финала будут смотреть детективный триллер, ожидая финальный твист, который повергнет их в шок. И когда история завершится — первые будут прокручивать увиденное в голове, чтобы накопать нужные мысли, а вторые будут бить кулачком по столу и заявлять, что не такую РАЗВЯЗКУ они ждали.

Тут важно понимать, что «Настоящий Детектив» никогда не был про РАЗВЯЗКУ расследования. Финал в очередной раз это ясно дает понять, когда оказывается, что дело, разрушившее столько жизней на самом деле было построено на одной из древних поговорок — «благими намерениями вымощена дорога в Ад». Это не кинематографично, это, как говорится у зумеров — «ЖИЗА БЛЯТЬ». От этого и страшно, когда понимаешь, что мрачный пиздец длиной в жизнь произошел по обычной человеческой глупости.

Не стоит забывать, что ни в одном из сезонов финал не был преподнесен в виде клиффхэнгера («неожиданный поворот, оставляющий задел на продолжение», учим термины, колхознички) или внезапного «убийца — фонарный столб». Никогда не оказывался маньяк одним из близких главного героя. Никогда клубок не распутывался ВНЕЗАПНО. Это всегда была история про поиск себя, через поиск убийцы. Это всегда была история про борьбу со своими демонами, на фоне разворачивающихся событий. Каждый. Ебаный. Сезон. Слушать же недовольства развязкой «Настоящего Детектива» точно так же смешно, как и возмущение о том, что в «Зодиаке» Финчера так и не был пойман маньяк.

Возможно, кто-то станет жертвой обмана, потому как расследованию уделено так много внимания. Однако, как и всегда — «поиски убийцы» здесь для того, чтобы ДВИГАТЬ развитие героев. Сезон же поднимает очень важный вопрос самоидентификации и, к моему приятному удивлению, тему «человеку нужен человек». Или «не нужен». Главный герой в исполнении Махершалы Али всю жизнь был одиночкой и все жизнь с этим боролся. Ему необходимо было пережить слишком много дерьма, чтобы наконец приобрести мир с самим собой. Это красивый финал.

Как и подобает любой масштабной истории о жизни маленького человека, да еще и с таким временным отрезком — всегда есть шанс захватить зрительское сердце. Одни найдут здесь темы про одиночество, которое с тобой всю жизнь даже в окружении любящих людей. Другие найдут историю про профессионалов, которым любимое дело и принципы важнее воздуха и еды. Третьих в самое сердечко ранит тема про вторую половину — одну из самых актуальных для любого человека в любом возрасте. Столкновение идеологий — когда один в паре упертый работяга, а второй — творческий. Казалось бы — «я сюда пришел смотреть триллер про поиски маньяки, а не романтические сопли». Ну так вот — тебе тут не рады, иди отсюда.

Проживая новый сезон испытывал то самое чувство, которое испытывал последний раз во время просмотра третьего «Мистера Робота» — когда каждый кадр на месте, каждая монтажная склейка в тему, картинка гипнотизирует, а происходящее на экране живое настолько, что кожей это чувствуешь. Махершала Али выдал ТАКОЙ БЛЯТЬ ПЕРФОМАНС, что просто пиздец. Отыграть одновременно старика и молодого детектива так, будто смотришь на разных актеров — вот за такое награды давать нужно. Про грим вообще не знаю даже что сказать — просто нет слов. Они еще и постоянно крупные планы снимают: и ты ни секунды не видишь там резиновую морду. Это вам, блять, не Гай Пирс в «Прометее» в маске на Хеллоуин. По факту — это сейчас один из лучших гримов, которых видел кинематограф. Вот вам небольшое видео в тему.

Понятное дело, что Стивен Дорф украл все шоу (момент с грустным собакеном — любимая сцена сезона). Это прям мурашки по коже — так радостно за его камбек, ибо с карьерой парню ну просто не повезло в жизни. Тут же засранец поедает кадр каждой сценой — что в молодой ипостаси, что в старческом обличии. Помнится, последний раз я так радовался за возвращение Кристиана Слэйтера с помощью «Мистера Робота». Дорфа на днях подписали на сольный сериал в главной роли, можно искренне порадоваться за него, что он не исчезнет с радаров по завершению «Настоящего Детектива». Боже, храни Пиццолатто и его умение реанимировать карьеры актеров.

Отдельно надо отметить охуительного Скута МакНэри, играющего отца пропавших детей. Этот засранец вообще всегда по драме разъебывает вне конкуренции. Наверное, за его персонажа сердечко болит сильнее всего, особенно под конец истории. Конечно, скажу про Кармэн Эджого и ее персонажа — женщину-миф, ибо тяжело поверить, что в мире действительно существуют дамы, способные любить и поддерживать своего мужика НАСТОЛЬКО сильно и бороться за этого гордого идиота всю свою жизнь. Нет, они безусловно есть, но тут девчонка имеет все карты на руках, а все равно остается верна этому засранцу. Любовь зла — полюбишь и Махершалу Али, короче.

Сама атмосфера в сериале, конечно, как отдельный вид удовольствия. Тягучая, неторопливая, с налетом недосказанности. Зловещий эмбиент на фоне и голые кривые ветки местных деревьев. Ржавчина и пасмурное небо. Мокрый асфальт и неоновые вывески. Культовые планы диалогов в машине. Плачущие мужики от невыносимой душевной боли. Зловещие флэшбеки к демонам прошлого. Курящие люди, вызывающие желание сходить купить сигарет.

Любое негативное мнение, какое вы встретите касаемо «Настоящего детектива» — если вопрос не во вкусовщине, то это почти всегда будет про неоправданные надежды. Человек придумал себе один сериал, а получил другой. Встает вопрос — а это проблема сериала, или все же человека? Остальные плевочки про затянутость и неинтересных персонажей — это уже слепцы, которые случайно запрыгнули на хайп-трэйн, не имея представления куда мчится этот драматический локомотив.

Только вдумайтесь — три (!!!) временные линии, раскрывающие персонажей по мере поступления сюжетной информации. Актерские работы, которые встретишь не в каждой картине, номинируемой на «Фильм Года». Безупречная операторская работа. Ювелирная режиссура. История чужой жизни, которую успеваешь прожить за каких-то восемь часов. Подобранный до мелочей актерский состав. Как в здравом уме можно РУГАТЬ такое? Тут либо личные обиды к сериалу, либо отсутствие головы, потому что так сильно зажраться зритель не может — аналогов у «Настоящего Детектива» попросту нет.

Лично я давно знаю — о чем этот сериал, что от него ждать и как на него реагировать. Всегда пересматриваю первый сезон, если мне нужно побыть в себе. Всегда возвращаюсь ко второму, если мне нужно вдохновение. Видимо, к третьему буду возвращаться, когда дела сердечные начнут потряхивать зону комфорта, потому что история про одиночку и мозгоеба — это самое оно. Когда же захочу погрузиться в меланхоличный мрачняк — пересмотрю все три залпом. Ничто не помешает мне называть первый «Настоящий Детектив» одним из главных фильмов своей жизни. Ничто не помешает мне любить каждый сезон по своему на разных уровнях и пересматривать их в нужное настроение. Сериал снятый с любовью и достойный только любви. Дурачки пусть и дальше хуесосят, ведь разрушать не строить, как говорится, а время — is a flat circle.

СХОЖИЕ СТАТЬИ

Теги