Amer / Горечь (2009)

Про французский режиссерский дуэт Элен Катте и Бруно Форцани (по совместительству супружеская пара) хочется кричать и вопить. На данный момент они выпустили всего три полнометражных фильма за 10 лет, но имеют НАСТОЛЬКО узнаваемый стиль, что уровню художественной идентификации позавидовал бы какой-нибудь Уэс Андерсен. Во-первых, они помешаны на джалло (итальянский слэшер 70х) и их работы полностью состоят из любовных приветов жанру. Во-вторых, мастерство крупных планов у них доведено до абсолюта. В-третьих, работа со звуком и монтажом в совершенно исключительной и фирменной манере: на данный момент — это самые тактильные режиссеры, которых только можно найти в современном кино.

«Горечь» — полнометражный дебют Катте и Форцани, который просто невозможно смотреть без хотя бы поверхностного опыта в авторском кино. Ребята работают полностью на поле символизма, игнорируя хоть какие-нибудь повествовательные правила. Ни нормальных диалогов, ни нормальных сюжетных арок, ни адекватных персонажей. «Горечь» — это кино, при просмотре которого задействованы все органы чувств, кроме мозга. Там действительно не нужно думать, искать скрытые смыслы или нуждаться в трактовке событий по своему. Это случай, когда форма застрелила, расчленила и сожгла содержание.

Местный «сюжет» — это яркие образы трех этапов жизни главной героини — детство, юность, зрелость. Тут не важно про что нам рассказывают, тут самое главное — КАК рассказывают. Первый акт (детство) — это один из самых страшных хорроров, что я могу припомнить. Заставить находиться в таком напряжении зрителя и при этом не вызвать эмпатию к персонажам — это чистое визионерское мастерство. Если вас не отпиздит сцена с лежащим мертвым дедом — вы киборг. Или смотрели невнимательно.

Второй акт (юность) — это чувственность и страсть. Тактильность зашкаливает: ветер будет раздувать ваши волосы прямо с экрана, каждый запах, каждое ощущение — все испытаете на себе благодаря мощной работе со звуком и искусству крупных планов.

Третий акт (зрелость) — это уже старый добрый джалло: убийца в кожанных перчатках, опасное лезвие, кровища и поцелуй смерти. Тут Катте и Форцани дают себе волю и обрушивают на зрителя все свои умения работы со звуком. Вы будете ахуевать от ювелирной работы монтажера и звукаря.

Писать текст про «Горечь» — дело неблагодарное. Это кино просто нужно прочувствовать. Оно абсолютно пустое с точки зрения истории, но это искусство в чистом виде. Настоящий кино-опыт, который должен пережить любой зритель жаждущий узнать: как выглядит граница художественности. Фотографам, операторам, монтажерам и саунддизайнерам в приказном порядке.

 

СХОЖИЕ СТАТЬИ

Теги