Big Short / Игра На Понижение (2015)

Под шумок после просмотра «Vice» и схожим по стилю «Moneyball» захотелось добить все это дело безупречным «Big Short», который в 2015 году просто переворачивал сознание. При том, что разъебывал фильм не только историей, но и визуальной формой. Кино, которое моментально стало культовым в киноманских кругах, а среди незатейливых зрителей это «тот самый фильм, где Марго Робби в ванной за экономику поясняет».

Удивительно, но как и три год назад, сегодня «Big Short» ощущается глотком свежего воздуха. Это настолько УНИКАЛЬНАЯ картина, что слабо верится: как режиссер забойных комедий типа «Телеведущего» и «Копов в глубоком запасе» смог снять такое злободневное и СТИЛЬНОЕ кино. Уж не знаю, сколько копилось энергии в Адаме Маккее, но дико радостно, что все это нашло выхлоп в виде «Игры на понижение».

Очень много примеров, когда фильм РАЗГОВАРИВАЕТ со зрителем, но беседа с «Big Short» ощущается совсем иначе. Даже при повторном просмотре персонажи умудряются создать иллюзию живого общения: опережая твои вопросы — они дают на них ответы. Полный контроль диалога со зрителем. Манипуляция уровня «БОХ». Чья заслуга? Сценариста и режиссера в лице Адама Маккея. Когда там уже станет модным мем «Маккей Гений»?

Казалось бы — неужели и правда можно сделать увлекательное кино, где большую часть картины персонажи общаются на непонятном для тебя языке? Забавно то, что даже в те моменты, когда фильм через примеры с Марго Робби или Селеной Гомез преподает курс «экономики для тупиц» — ты все равно нихуя не понимаешь. Однако, грамотно жонглируя судьбами героев у вас создается полное понимание ситуации. Можно весь фильм сидеть и проговаривать «все равно ниче не понимаю» и ты в любом случае будешь в курсе всего, что происходит. Тематика и подача настолько тонкие, что вариантов могло быть два — либо полный провал, либо зрительская любовь. Маккей вышел победителем. Красавчик.

В «Игре на понижение», ко всему прочему, еще и уникальное использование актерского капустника. Ну просто НЕВОЗМОЖНО сказать, кому принадлежит фильм. Когда в кадре появляется Кристиан Бэйл, тебе кажется, что ну вот же он. Аутсайдер. Душа фильма. Чувак со стеклянным глазом и проблемой общения, которого хочется обнимать каждую секунду… Как вдруг кино захватывает еврейский Райан Гослинг, который просто взрывает дерзостью и харизмой. Ну да — главная звезда фильма. Ой, стоп. Погодите. Только что Стив Карелл зашел в комнату и захуярил лучший перфоманс в карьере и тебе уже просто СТЫДНО, что ты сразу не назвал его сердцем картины. Погодь! Брэд Питт с минимальным количеством сцен только что из под носа все внимание и любовь зрителя увел.

И так продолжается ВЕСЬ фильм. Просто невозможно назвать Короля Вечеринки. Настолько грамотное жонглирование героями не встретишь даже у раннего Ричи или, простихоспади, Тарантино. Потому что даже второстепенные персонажи порой крадут кино у Керелла или Бэйла. Взять того же Винни, который «не говорит об этом» или парочку эмоциональных гаражных вундеркиндов. И в то же время — все равны. Черт, да я уже прямо сейчас готов сесть спустя час и пересмотреть еще раз, просто чтобы снова оказаться в компании этих личностей.

Конечно, сложно и про монтаж молчать, со всеми этими стоп-кадрами, вставками из клипов и хроник. Маккей будто бы изобрел свой личный киноязык, которым будет уверенно общаться со зрителями спустя три года в безупречном «Vice» (2018). Фишка с ложным финалом, надеюсь, станет фирменной карточкой автора и мы еще не раз увидим этот дерзкий и циничный прием, который вульгарно, но действенно подчеркивает весь пиздец рассказанной истории. Внезапные повороты в камеру персонажей и разлом четвертой стены как отдельный вид удовольствия. Вышеупомянутый «я не говорю об этом», уморительный «ложный азиат», распиздяйный «я же говорил, мы еще увидимся» и прочее. Песня в уши и живопись в глаза, а не кино.

По итоге «Big Short» — это один из самых главных фильмов последнего десятилетия, потому что так же грамотно рассказать про человеческую ТУПОСТЬ не смог бы никто. Это очень веселое в процессе и очень страшное в контексте кино. Возможно, мир еще даже не до конца осознал — насколько злым и важным является этот фильм. Главное, чтобы по старой «доброй» традиции осознание не пришло слишком поздно. Мы это умеем.

СХОЖИЕ СТАТЬИ

Теги