Light of my Life / Свет Моей Жизни (2019)

Абсолютно неожиданный сюрприз в виде одного из самых атмосферных фильмов года. Кейси Аффлек на режиссуре и сценарии, да еще и в главной роли — это сразу продает фильм кинозадротам. Для людей менее насмотренных просто напомню, что это один из самых сильных актеров современности, который еще и снял величайший пранк в истории Голливуда — «Я все еще здесь» с Хоакином Фениксом. Иными словами — Кейси постоянно играет бесконечно печальных, но сильных персонажей и снимает точно такое же кино.

В словаре у термина «терпеть не могу кино про взросление» в виде иллюстрация висела бы моя фотография. Меня прям колотит от фильмов, где приходится наблюдать за тем, как предпубертатный подросток познает тягость приближающейся зрелости и принимает правила недружелюбного мира. По иронии, подобные мотивы часто встречаются в картинах, которые мне интересны по другим причинам. Как и в данном случае — меня изначально привлекал сам Аффлек на позиции режиссера/сценариста, сеттинг (около-постапоклипсис) и оператор. Тема отцов и детей воспринималась по началу необходимой ложкой дегтя.

Не скажу, что я прям сильно поменял мнение, но наличие ребенка уже ближе к середине абсолютно перестало напрягать. Ситуацию спас невероятно живой сценарий и охуеннейшая актерская игра обоих. Фильм как бы сразу вбрасывает вас в свой мир с помощью очень хитрого приема: почти десять минут персонаж Кейси Аффлека рассказывает дочке импровизированную сказку про всемирный потоп. Камера статична, топшот (вид сверху). Все. Погружайтесь. Первые пару минут привыкаешь, а потом химия между героями так затянет, что на ближайшие два часа вы отключитесь от своей реальности и погрузитесь в реальность фильма.

«Свет моей жизни» — это когда взяли беспощаднейшую «Дорогу» с Вигго Мортенсеном и смягчили ее «Капитаном Фантастиком» все с тем же Мортенсеном, добавив визуальный язык «Манчестера у моря». Постапокалипсис не такой уж и преисподнический (с бензином проблем нет, да и без каннибалов в этот раз), виды природы зачаровывают, но вечная атмосфера подстерегающей опасности и недоверия к окружающему миру не отпускает до самого конца. Весь фильм построен на предосторожности отца, который изо всех сил пытается уберечь свою дочь от внешнего мира.

Очень хочется отдельно про операторскую работу. Весь фильм камера стоит на штативе. Девяносто девять процентов — статичная картинка. Даже и подумать не мог, что это НАСТОЛЬКО сильно сработает на уровень погружения. Оператор будто вообще не участвует в событиях, а лишь фиксирует ЖИЗНЬ на экране. Даже там, где нужна ручная камера — зритель все равно будет неподвижно и меланхолично наблюдать со стороны. Оказалось, что это такой хитрый прием, который во всей красе окупается в финале.

Вообще, я люблю медленное и атмосферное кино, если в нем присутствует катарсис. Финал «Света моей жизни» — это про эмоциональный взрыв. Скажем так — более реалистичных драк в этом году вы точно не встретите. Как сказал мой друг оператор (который и продал фильм, восхваляя метод съемки) — стычки с противниками в финале такие атмосферные, напряженные и натуральные, что ты вместе с главным героем успеваешь запыхаться и словить вселенскую усталость. Подтверждаю. Статичная камера работает в эти моменты так, как необходимо — вы просто находитесь внутри драки. Уровень эмпатии выстраивается весь фильм, что в итоге вы не просто наблюдаете, вы — участник.

Несмотря на постоянное ощущение угрозы, «Свет моей жизни» по-своему доброе кино. Отношения отца и дочери действительно пленяют своей искренностью. Персонаж Аффлека и его старания заставляет проникнуться им самим и его положением. Больше всего переживаешь даже не за безопасность его дочери, а за то, как он сам все это организовывает. Все ли он продумал? Подготовлен ли он к форс-мажору? Правильный ли совет дал? Как он себя вообще чувствует? Редкие флэшбеки рвут сердце, а под конец кино становится весьма жутковатым, хоть и без чрезмерной мрачнухи.

Наверное единственная моя претензия к фильму — хотелось гнилухи под конец, как в «Дороге». Однако, «Свет моей жизни» на самом деле весьма жизнеутверждающее кино и если вам хочется ощутить немного света и надежды внутри, то Кейси Аффлек снял как раз такой фильм. Киноманам — в приказном порядке. Аффлек расщепляет харизмой и актерской игрой, оператор Адам Аркпоу («Макбет») создает удивительный мир и атмосферу, а режиссура дарит новый опыт и мощные эмоции на выходе. Кино, каким оно и должно быть.

СХОЖИЕ СТАТЬИ

Теги