Richard Jewell / Дело Ричарда Джуэлла (2019)

После весьма размашистого «Снайпера» Клинт Иствуд начал выдавать по фильму в год на тему «подвиги маленького человека». Картины эти не масштабные, на события бедные, а иногда и сами персонажи настолько обыкновенные, что и актерам играть нечего. С ужасом вспоминаю насколько был вымученным «Чудо на Гудзоне» (2016) с Томом Хэнксом, который больше был похож на гос. заказ, чем на желание Иствуда рассказать интересную историю. Потом были никому не нужный «Поезд на Париж» (2018) и совсем легкий (и почти проходной) «Наркоурьер» (2018).

«Ричард Джуэлл», по сути, идет по той же схеме, что и предыдущие работы режиссера. Это кино снятое по реальной истории, про маленького человека, попавшего в большую ситуацию. Точно такой же расклад: кино почти документально фиксирует конкретный отрезок времени, не углубляясь в характеры персонажей, их жизнь до и после «события». Однако, что-то в этот раз пошло не по «плану». Либо Иствуд внезапно проникся историей сильнее обычного, либо сам инцидент какой-то особенный, либо дело конкретно в главном герое (и его исполнении).

Не сказать то, что и со сценаристами как-то сильнее повезло. Во главе вообще стоит автор «Терминатор: Темные судьбы», «Гемини» и «Оверлорд», у которого из недавнего в резюме лишь «Капитан Филлипс» подходит по профилю. Да и чего таить, в фильме все очень прямолинейно и без заигрываний с жанрами. Все строго по фактам, хотя сюжет можно было развернуть в духе триллера «виновен / не виновен». Но нет — мы с самого начала знаем, что Ричард — герой. Вот и остается гадать, почему в этот раз кино Иствуда зашло, хотя предыдущие почти идентичные работы как-то прошли совсем мимо.

Все кто хвалят картину — не врут. Фильм великолепный. Два часа на одном дыхании, персонажей под конец как родных любишь, актеров не ощущаешь вовсе — все растворились в своих героях. Кого-то искренне ненавидишь, а за кого-то душа болит и глаза мокнут. Скорее всего тут сыграл ряд факторов. Во-первых, история действительно цепляющая. Мужичок, который в повседневной жизни вызывал бы жалость или насмешку, оказывается человечнее всех, настоящим героем, а в итоге отгребает столько говна, что блять жить не хочется после такого. Его история в целом — это триумф справедливости, который ни при каких обстоятельствах не может оставить зрителя равнодушным.

Во-вторых, актерский состав собрали такой, что «да ты охуел, Иствуд». Сэм Рокуэлл сам по себе — любимчик публики и душа любого проекта. Тут он еще и берет на себя ту самую роль обязательного ОТЛИЧНОГО МУЖИКА, которого хочется в конце обнять и со слезами на глазах благодарить, что не бросил Ричарда в трудную минуту и во всем ему помогал. Джон Хэмм, которому почти нечего играть, умудрился раствориться в своем герое, подарив нам неклассического «злодея». Оливия Уайлд, которую хочется трахнуть и одновременно заехать по роже (в разное время). Кэти Бэйтс, которая как истинная королева актерской игры при малом хронометраже и разнообразии сцен по-настоящему ЖИВЕТ на экране и рвет душу. Сцена на конференции — вау, поверил, прожил этот момент вместе с ней.

kinopoisk.ru

И, конечно же, Пол Уолтер Хаузер. Я этого пухляша приметил еще в 2014 году, когда вышел один из моих самых дорогих сердцу сериалов — «Королевство». Он там играл заторможенного недотепу, который вызывал у зрителя микс из жалости и раздражения. Потом он отлично сыграл идиота в «Тоня Против Всех» и вот, наконец, дошел до главной роли у именитого режиссера. Почти везде он играет один и тот же типаж и, если бы не различные интервью на ток-шоу, то можно было бы подумать, что он и в жизни такой же: слегка не от мира сего, чуть-чуть медленный и замкнутый внутри.

Какой же он, блять, талантливый актер оказывается. Идеальное попадание в роль, в образ, в историю. Если честно, номинация на Оскар не вызвала бы ни у кого вопросов после просмотра. Нет ощущения, что смотришь на актера — это настоящий живой человек на экране. Иствуд еще не стал давить на жалость, красавчик. Почти всегда действия вокруг Ричарда держатся на уровне комедии (за счет крутой химии с персонажем Рокуэлла), а потому проникаешься главным героем именно из-за истории и потому, как он ее проживет.

Возможно, в этом есть вся хитрость и триумф Иствуда в данном случае. До самого конца у зрителя есть полное право самому выстраивать свое отношение к событиям: Ричард в кадре ни злится, ни расстраивается. Он всегда спокоен, он всегда дружелюбен (что подкупает еще сильнее). Вы либо всю историю переживаете за него, либо упиваетесь в ненависти к СМИ и ФБР. Если все сразу — то еще идеальнее, потому что Иствуд на фоне этой отстраненности главного героя под конец выдает хорошенький катарсис. Сначала монолог на допросе в конце, а потом получение конвверта в ресторане. В этих моментах мы впервые узнаем, что Ричард действительно ощущал по ходу случившегося. Вау. Просто вау. Там либо мурашки, либо мокрые глаза.

Реальные герои истории

«Дело Ричарда Джуэлла» — это очень простое по форме, по съемке, по масштабу, по истории, но очень ЖИВОЕ кино. Это кино, которое погружает вас в зону стресса и некомфорта, чтобы под конец подарить вам душевное спокойствие. Кино, которое во время просмотра заставляет вас ненавидеть несправедливость и почти до аплодисментов радоваться чужим победам. Маленькое кино, которое не развлекает как аттракцион, но от которого невозможно оторваться ни на минуту. Кино, о просмотре которого не жалеешь и смело советуешь любому из окружения. Хорошее, доброе, затягивающее и живое. Такому кино обычно на титрах хочется сказать «спасибо» за то, какое оно есть. Ничего лишнего. Спасибо.

СХОЖИЕ СТАТЬИ

Теги