Tetarti 04:45 / Среда 04:45 (2015)

Неоновый греческий нео-нуар — звучит, не так ли? Кино из разряда «вы вряд ли о нем хоть где-нибудь услышите, но будете рады, что все-таки наткнулись на него».
По настроению фильм напоминает ранний период Николаса Виндинг Рефна, когда он снимал очень мрачное дерьмо про криминальный мир тех стран, в которых мы не жили, но по каким-то причинам очень близкое русскому зрителю. Вся эта бандитская романтика с дядьками в кожанках и мордой кирпичом — очень по восточно-европейскому. Да и чего удивляться, во главе конфликта стоят главные беспредельщики по мнению всех европейских киношников — суровые албанцы.
Не зря я упомянул Рефна, потому что вайбы датского режиссера видны невооруженным взглядом. Только в отличии от той же «Гиены» (2014), которая помимо настроения «Пушера» копировала и ее визуальную подачу — «Среда 04:45» больше похожа на смесь раннего Рефна и нынешнего. Медитативные планы и смакование неона идеально гармонируют с депрессивным настроением и мрачнухой происходящего. Если уж до последнего спекулировать на этой теме, то для тех, кто в теме я бы описал картину так: «словно Рефн резко постарел, охуел от кризиса среднего возраста и вернулся к былому криминальному жанру, прихватив с собой пару ломо-объективов и любовь к неторопливому монтажу».
«Среда 04:45» — это кино не для всех, но его оценят по достоинству киноманы, для которых дождь является не просто погодным условием. Весь фильм пропитан атмосферой нео-нуара — пасмурная погода, живущий своей жизнью город грехов, заполненный ядовито-желтым неоном, суровые бандиты и, конечно же, заебанный в хлам главный герой. Обошлись разве что без роковой блондинки, что только под стать этому яркому представителю «мужицкого кино».
Очень редко сейчас встретишь историю написанную настолько сбалансированно — с одной стороны все очень кинематографично надуманно, с другой — слишком душевно и искренне. В фильме иногда встречаются настолько мощно прописанные диалоги, что после них не остается и сомнений — сценарист (он же режиссер) повидал за свою жизнь некоторое дерьмо. Особенно сильно запомнился диалог двух братьев предпенсионного возраста, вспоминающих как они ссали с балкона на прохожих. Или диалог протагониста с парнишкой-дилером, когда последний пытался вместо сдачи всучить мужику травки. «Мне не нужна травка, она меня в сон клонит». «Шеф, ты не похож на человека, который высыпается». 
Кульминацией фильма внезапно превращается в нечто неописуемо прекрасное. Автор просто берет всю нуарную атмосферу и вкручивает в нее японскую поэзию, от чего весь финальный акт искупает все минусы предшествующие этой сцене. Если бы я составлял сейчас список картин, которые обязаны посмотреть мои киноманские друзья, тоскующие по старому-доброму харизматичному, неторопливому и депрессивному кино с (почти) безупречной картинкой — «Среда 04:45» точно бы стоял в первой пятерке.
СХОЖИЕ СТАТЬИ

Теги