Annihilation / Аннигиляция (2018)

О снятии с проката

Начать говорить про «Аннигиляцию», не проронив ни слова про его прокатную судьбу — дурной тон. Все, кто в теме — переходите сразу к следующему разделу.

Сказ для тех, кто не особо следит за индустрией. У фильма было два крупных продюсера. Один хотел рубить бабло, а второй топил за искусство. Первый сказал, что для широкого проката у фильма слишком сложный сюжет и беда с персонажами (непривлекательные и неоднозночные). Предлагал перемонтировать, а может чего и доснять. Второй же сказал — «оставляем все как есть».

В этот раз Вселенная оказалась на стороне справедливости, так как по контракту за финальный монтаж отвечал продюсер номер два. В итоге было решено снять фильм с проката и продать Нетфликсу, взявших в итоге на себя бóльшую часть расходов.

Забегая вперед: хорошо, что все вышло именно так, ибо кино бы точно ждало кассовый провал и получило бы сомнительный зрительский рейтинг («ожидание-реальность»). Фильм реально вышел «не для всех». И нет, не в интеллектуальном или снобском смысле — просто «Аннигиляцию» рекламировали как фантастическое путешествие в другой мир, а на деле мы имеем авторскую сай-фай триллер-драму.

 

 О фильме

Несущийся с бешеной скоростью хайп-трейн имеет все шансы раздавить общие впечатления капризному зрителям. Не могу сказать, что кино не заслуживает той любви и эпитетов, которые на него обрушились, но его явно перехваливают. С точки зрения творчества — это прекрасно. Потому что: во-первых, под эгидой Нетфликс в кои-то веки вышло расхваленное кино. Во-вторых, это настоящий плевок в лицо продюсерам, лезущих в перемонтаж, что в последнее время стало чуть ли не трендом («Изгой Один», «Отряд Говноубиц», «Бпс», «Лига», «Хан Соло» и т.д.) С точки зрения впечатления: ждешь действительно чего-то выдающегося, а получаешь просто отличный фильм в еле живом жанре.

Сразу скажу, что «интеллектуального» в картине ничего нет. Закрученного сюжета — тоже. Потому если вы все еще не понимаете — смотреть или нет, я бы сказал, что ДА. Фильм очень доступный. Перефразирую слова своего товарища-киномана (Санек, привет) по поводу «сложности» картины. Если Вильнев снимает фантастику («Враг», «Прибытие», «Бегущий по лезвию 2049») и в каждом его кадре читается какая-то выдроченность, символизм или замысел, то у Гарленда (режиссер «Аннигиляции») все в разы лояльнее по отношению к зрителям — он снимает о сложных вещах и на серьезных щах, но очень прямолинейно и просто. Иногда даже слишком просто. Возможно, в этом и состоит нарастающее величие Гарленда — его картины не тяжело смотреть даже новичкам-киноманам.

Многие отмечают очень красивую картинку, но меня часто подбрасывало от контрастов — в глаза так и бросалось, что огромную часть бюджета потратили на облагораживание кадра (ох уж эти блики). Часто казалось, что переключаешь режимы просмотра — от дорогого сериала до средней короткометражки. Не скажу, что это хоть как-то испортило мне просмотр, но вопить о невероятной красоте «Аннигиляции» я бы не стал. Разве что несколько сцен уж очень сильно врезаются в мозг своей проработкой и вниманием к деталям. Особенно мне полюбились труп в бассейне и дырка в маяке.

Чем же меня в итоге зацепил фильм — это триллер-состовляющая. Все такое мрачное, депрессивное, недружелюбное. Медведь — вообще золото. Ёбаная жуткая хуета, как же это круто было придумано с «Help me». Просто до мурашек. Живые кишки, впрочем, тоже заебись. Трипофобы вообще будут визжать от ужаса в некоторых сценах, я уверен.

Финальные «синхронные танцы» — один из самых крутых моментов фильма просто потому, что это настолько неожиданно и визуально несопоставимо со всей картиной, что на подсознательном уровне ловишь и неловкость, и тревогу, и жуткоту. Именно на этих сценах я понял, насколько «Аннигиляция» СМЕЛЫЙ проект и насколько он мог «не зайти» массовому зрителю.

Ту самую сцену действительно снимали на хэндикам

Фильм очень напоминает «Прибытие» все того же Вильнева по настроению —  такое же тягучее, меланхоличное, мрачное и медитативное кино, наполненное флешбеками и высказываниями о человеческой природе в целом. Однако, если картина Вильнева рассказывает про сильные стороны человека, то история Гарленда наоборот — про его слабости.

«Аннигиляция» — это кино о саморазрушении, которое использует рак своим главным орудием повествования. Онкологическое заболевание здесь повсюду — визуализация и поведение аномальной зоны, бекграунды некоторых персонажей, научные заметки исследований и т.д. Однако, мне лично не хватило только одного — настоящей драмы.

Наметки на развитие сюжета о скорби имеются, но так своего развития не получают. Чувство потери — очень даже неслабый катализатор к тому, чтобы заняться саморазрушением. Возможно, Гарленд просто не хотел сравнений все с тем же «Прибытием».

Если бы фильм развивал тему скорби дополнительно с основной, я бы смело окрестил его «современным Солярисом». Однако, режиссер просто банально донес всем известную мысль о том, что мы живем на планете идиотов — люди портят себе жизнь просто потому, что такая вот у нас природа. Конечно, методы и инструменты, через которые Гарленд об этом высказывается, очень нетривиальные, но желание заниматься самокопанием после просмотра отпадает уже на следующий день.

Возможно, слишком много требую; спихну это на хайп-трейн, который довез мне пару тонн завышенных ожиданий.

 

Заключение

«Аннигиляция» — это небанальный фантастический триллер, который стоит смотреть всем киноманам. Фильм очень депрессивный, местами весьма красивый и стильный, местами жуткий и противный. Музыкально гипнотиеский (в лучшем смысле), актерски — привлекательный. Насмотренный зритель не увидит в фильме ничего сверхвыдающегося или масштабного с точки зрения мыслей и философии, но свой личный киноманский оргазм испытает наверняка.

Самый кайф — это то, что Алекс Гарленд за две режиссерских работы заработал статус Важного Режиссера. Если раньше он был культовым сценаристом и писателем, подарившим миру «Пляж», «28 Дней Спустя» и «Пекло», то сейчас он уже почти мессия от мира фантастики. Учитывая, что в «Экс Машине» (дебют) и «Аннигиляции» главные партии уходят женщинам — он еще и у критиков в респекте может находиться. Спросите вы: «а на кой хуй ему любовь критиков»? Ответ простой: если тебя любят критики — с тобой будут хотеть работать продюсеры. Успех «Аннигиляции» на поприще отзывов и отсутствие условного кассового провала уже гарантирует Гарленду новый проект и творческую свободу.

Кадр со съемок

С точки зрения творчества: это волшебное чувство радости — ведь потенциально у нас будет, как минимум, еще один фильм от крутого режиссера. С точки зрения реальности: очень грустно, что приходится радоваться вот таким историям, ибо приходит осознание — в какой же мы сейчас жопе. Черные пантеры, сюжеты которых можно предсказать еще на вступительных титрах собирают бабло, а интересным и авторским проектам — приходится биться за право показа большому количеству людей. Планета идиотов.

 

СХОЖИЕ СТАТЬИ

Теги