Chernobyl / Чернобыль (2019)

Ревью На Сериал или Как Я Полюбил Советскую Эстетику

Тяжело говорить про «Чернобыль». Тяжело говорить про Чернобыль. Тотальный культурный шок в связи с выходом мини-сериала от HBO. Слов не подобрать, но много чего хочется сказать. Нельзя писать о впечатлениях и не затронуть многие аспекты, начиная от своей позиции касаемо русского кино, заканчивая своими познаниями в истории (точнее об их отсутствии). По традиции длинных ревью — делю текст на несколько «глав». Если вам нужно исключительно мнение о сериале — листайте до нужного заголовка. До него я рассказываю о себе, школьных годах, своих взглядах на Советский Союз, на политические срачи и так далее. Заранее предупреждаю — человек я необразованный, потому испанский стыд станет вашим вторым пилотом при прочтении. Впрочем, какой есть — такой есть. Мне похуй.

Включаем музыку для атмосферы и поехали

Про школьные годы и мнение об СССР

Начну сразу с истоков. Так уж заведено, что в детстве в нас закладывается определенный шаблон интересов, который, конечно, не без труда можно поменять. Две стороны влияния — дом и школа. Если на учебе не привили любовь к чтению книг, то вся надежда на родителей. У меня было так: читать в 11 лет «Тараса и Бульбу» было невыносимо скучно. «Отцов и детей» тоже. Мне бы «Вальтрона» по СТС посмотреть, а не вот это вот все. Однако, появление в жизни «Гарри Поттера» кое-что поменяло. Благо, мама мне купила «Философский камень» по случаю выхода первого фильма, а там я дальше уже сам втянулся. Школа/Родители — 0:1. На уроках русского языка у меня была просто охуительная женщина, которую я очень боялся и уважал одновременно. Домашку по всем предметам я перестал делать в восьмом классе и только на русском языке старался не проебываться. Школа/Родители — 1:1. Математику рот ебал. Преподавала у нас садистка, которая на всю жизнь отбила любовь к цифрам. Родители солидарно эту дамочку тоже хейтили, потому разрешали в знак протеста забить хуй на ее предмет. Ничего страшного не произошло. Разве что таблицу умножения сейчас с трудом перескажу. Раньше стыдился сего факта, сейчас уже похуй.

К чему я веду? ИСТОРИЯ. Ситуация была такая. Пятый-шестой класс: нам преподают историю Древнего Мира. Преподаватель замечательный. Молодая девочка, которая с горящими глазами вещает за Египетских богов и Древнегреческие мифы. Спустя двадцать лет заявляю — сработало идеально. До сих пор от случая к случая возвращаюсь к этой теме. Потом, в седьмом классе, учитель сменился. Абсолютно не заинтересованная в нас и своей работе женщина. Винить ее сложно — дети те еще долбоебы бывают. Однако, как говорит маман — если препод ЛЮБИТ свое дело, он сможет захватить внимание даже самого хулиганистого уебка. У нее лично так было с математикой. Мама в ней шарит. Ей повезло. Мне — нет. Как итог — никакого интереса к истории средневековья. Никакого интереса к Древней Руси. И уж тем более никакого интереса к СССР. Отец был задрот всего этого дела, но видя мою незаинтересованность в старших классах, решил не мучить этим всем делом.

Про Вторую Мировую и Великую Отечественную уже сам начал изучать ближе к двадцати, потому что стыдно было не знать основных дат и событий. Впрочем, этот стыд мне как раз батя прививал. В какой-то степени он все равно внес свою лепту, однако, я до сих пор поверхностно во всем этом двигаюсь. Как и в истории СССР. Это в школе казалось НАСТОЛЬКО нудным, неинтересным и не важным, что так до тридцати лет и пронес это ощущение. Главным же увлечением моей жизни было… кино. Голливудское кино. «Приключения Шурика» я, конечно, любил, но особо далеко в этом вопросе так и не зашел. Ни разу не видел «Любовь и голуби», которых так любят родители, не припомню фильмов о Великой Отечественной, ни разу не смотрел «Иронию Судьбы» на Новый Год. Примерно в этом месте — после всей этой экспозиции вы должны понимать, что я за персонаж.

Если с анализом трудно, то кратко: так сложилось, что мне похуй на историю Советского Союза и я не имею никакого мнения на этот счет. По сути — я максимально не готов к дискуссиям с противниками сериала на тему «пропаганды», «клюквы», «одностороннего взгляда» и так далее. Это просто прошло мимо меня, а сейчас прыгать в лагеря «За Совок»/»Против Совка» мне и тем более неинтересно, ибо вариться в срачах с людьми, не живущих в ушедшую эпоху попахивает большим количеством свободного времени. Да и как показывает практика — даже люди живущие в Союзе могут иметь РАЗНЫЕ точки зрения. Зависит от тысяч факторов — город, в котором вырос. Количество родственников попавших под репрессии или погибших на войне. Место работы. ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. ШКОЛА. В этом же вся суть вообще любой точки зрения и уж тем более политического срача — правды нет. Если одна сторона страдает от государства, всегда есть стороны, которые от нее имеют лишь бонусы. Все всегда зависит от угла обзора и индивидуально. И кто из этих людей прав? Что вообще такое «ПРАВДА»? Это что-то объективное или наоборот? «Чернобыль» — отличный повод лишний раз подумать об этом. Получается, что правда — это про выбор стороны. Словно лагеря российских зрителей, состоящих из защитников/противников сериала, ряды которых пополняются все активнее с каждым днем.

Если после первых серий хейтеров сериала попросту не было, то после финала уже и в комментарии лезть страшно. Такой вот народ у нас сейчас. Потому мне и нравится считать «Чернобыль» подарком скорее всему миру, нежели русским. Это кино не про нас. Это кино про советских людей. Сплоченных, идущих на жертву, самоотверженных и объединенных. Именно про таких людей нам всегда рассказывали ветераны в школе на встречах приуроченных к девятому мая. Мне безразлично то, в каком свете выставляют политиков и КГБ в сериале. Такова позиция автора, ему нужен был антагонист, только и всего. Если бы шоураннер пытался угодить всем сторонам — ему бы пришлось провести в исследованиях еще лет пять, чтобы перестроить свой внутренний менталитет. Да и не вышло бы у него. Время сейчас такое — быть недовольным в тренде. В сценарии «Чернобыля» все очень просто — есть злодеи, есть герои. Для нынешних хейтеров СССР это на руку, для его защитников — напротив. У меня самое простое положение: мне безразличны споры этих сторон, а больше приятно и важно смотреть на простой народ в «Чернобыле». Смотреть на настоящих героев. На тех, кто страдал и жертвовал.

Как я изменил свое мнение

Как я уже заявил выше — советское кино прошло мимо меня. Однако, мне хорошо известно насколько сильные были авторы в то время, с которыми считался весь мир. Надеюсь, в ближайшем будущем и у нас дела пойдут в гору. Благо, авторское кино за последние лет пять сделало хороший скачок. Лишь бы темп не сбавляли. До «Чернобыля» же у меня всегда была тупая, но работающая позиция — я не смотрю русское кино, потому что не вижу эстетики в пост-совке. Она была такова — зачем мне смотреть русское кино, когда я могу выглянуть в окно? После «Чернобыля» я осознал, что важно не то, ЧТО ты снимаешь, а КАК ты это снимаешь.

При просмотре мне было тяжело представить русский фильм, где так же бы грамотно использовались бы движения камеры, общие планы, ритм, тайминг, монтаж, саундтрек и СЦЕНАРИЙ. Представления персонажей сопровождаются живыми репликами, пафос оставлен лишь на особо драматичные моменты, а все происходящее показано на кино-языке мирового уровня. И тут я понял, что русское кино не заходило мне все это время не потому, что много-этажные панельки выглядят не эстетично, а потому, что снимать их просто надо уметь. Видимо, для наших авторов это все дело обыденное, а для Запада экзотика. Вот и смакуют как могут.

Касаемо уровня съемки и постановки. Забегу немного вперед и отмечу сцену с бетоном. Монтаж, уместное сломо, ракурсы и саундтрек. Пытаюсь представить себе, как настолько обыденную и некрасивую вещь вижу в русском фильме и не верю, что у нас способны так поэтично снять и донести в контексте, насколько это страшный и драматичный момент. Надеюсь, уже в ближайшем будущем мы застанем возвышение новой русской школы кинематографии, способной говорить на языке стандарта мирового уровня. Сейчас все в руках продюсеров/инвесторов, готовых вкладываться в авторское кино. Пока у нас в основном все очень клиповое, глянцевое и стерильное.

О сериале

Наверное, это один из самых страшных и шокирующих фильмов, что мне довелось посмотреть. Ясное дело — на эмпатию очень сильно играет факт реальных событий. Держишь в уме, что все это случилось на самом деле и ловишь лютый ужас. Однако, все очень легко было бы всрать, если бы не максимально грамотная режиссура. Первые два эпизода — это квинтэссенция саспенса. В таком лютом напряжении я не сидел со времен «24 часа» и финальных двух эпизодов третьего сезона «Родины». Разница только в том, что у вышеназванных напряжение выражалось в волнении за героев, к которым ты давно привык, а вот «Чернобыль» пиздит по яйцам с первой минуты и не отпускает до третьего эпизода. Вообще — кто-нибудь смог спокойно смотреть финал второй серии, когда трое отважных героев полезли воду сливать и под шум треска счетчиков у них начали гаснуть фонари? Я сидел и кричал в монитор «ДА ВЫКИНЬТЕ ВЫ ЭТИ СЧЕТЧИКИ БЛЯТЬ!» Просто невыносимый звук, меня аж трясло от ужаса пока смотрел. Вроде прием простой, а как грамотно работает.

Или сцена на Мосту Смерти? Какое. Страшное. Дерьмо. Так красиво снять сцену, в которой детей невидимая сила ведет прямо к ужасной агонии. Я вообще по истечению трех эпизодов, после сцены с цементом определился, что «Чернобыль» — это Поэзия О Смерти. Вообще не припомню ни разу в жизни, чтобы мне, зрителю, показывали что-то настолько страшное и смертельное и одновременно таким красивым и поэтичным образом. Первые три эпизода до сих пор вводят в ужас. Сцены с разлагающимися пожарником и работниками АЭС. Меня так ни один хоррор не пугал и не повергал в ступор, как эти жуткие моменты.
Прошу прощения за сумбурные перечисления отдельных моментов, но хочется сразу всем поделиться, что накопилось в эмоциях.

С саспенсом работают вообще максимально грамотно. Уже после того, как друзья обсуждали четвертый эпизод, я осознал, что сцена на крыше (с графитом и лопатами) снята в реальном времени одним дублем. Настолько погружен был в действие, сидел и места себе найти не мог. Такая жуть. Обычно я замечаю подобное, но этот сериал очень хорошо работает с вниманием и манипуляцией твоих нервов. Особенно это на примере последнего эпизода видно — во время суда. Ты заранее знаешь, что произойдет. Поминутно, блять. И все равно сидишь и орешь в монитор «БЫСТРЕЕ, БЫСТРЕЕ» и переживаешь — как бы они там кнопку эту злосчастную не нажали. Сидишь нервничаешь, ладони потеют. По окончанию аж хочется закольцевать и заново сесть смотреть, пока многие герои еще живы и все не так печально, как на финальных титрах.

Диалог пожарника и жены про «я же говорил, что покажу тебе Москву». Пишу и мурашки по коже. В третий раз отмечаю сцену с цементом. Самый сильный момент всего сериала. Как снято, смонтировано, какой саундтрек на фоне. Красиво. Страшно. Потом полез в интернет читать про историю жены пожарника и с ужасом принял тот факт, что все постарались перенести как было на самом деле. Как же страшно то блять! Не думал, что меня сейчас можно чем-то подобным впечатлить. Пытался понять — от чего так жутко на все это смотреть. Контекст ужасающий. Независимо от того, что сериал косвенно намекает, что во всем виновато правительство, на самом то деле тут все проще и страшнее. Человеческий фактор. Просто вереница событий, решений и поступков привели к таким СТРАШНЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ.

После «Чернобыля» просто в параноика легко превратиться. Как задумаешься, что судьбы людей зависят от СЛУЧАЯ, так пиздец жуть нагоняет. Ведь одно дело думать о том, как условный злодей принял решение убить миллионы, а другое, когда в дело идет даже не абстрактное зло, а случай. Если в первом варианте создается иллюзия, что подобное можно контролировать и как-то предостеречь, то второе — русская рулетка. Повезет, не повезет. На жуткое дерьмо в мыслях сериал наталкивает. Часто мы получаем от мира кино подобные самородки? Ох уж нет. Нравится, когда фильм или сериал напоминают, что я необразованный юнец, жизни не видел все еще и не разбираюсь во многих вещах. Хорошая ободряющая пощечина. «Чернобыль» — искусство, мать его. Подарок человечеству и напоминание о вещах, о которых кто-то даже и не задумывался. Как я, например.

О деталях сериала

Это, конечно, некрасивая позиция, но взглянем правде в глаза — американцы с вниманием к деталям уделали нынешних русских. Просто сравните условное «Движение Вверх» по части воссоздании эпохи и «Чернобыль». И, на секундочку, шоураннер — американец. Крэйг Мэйзин. Сценарист таких шедевров как «Без Чувств», «Очень страшное кино 3-4», «Мальчишник в Вегасе 2». То есть вы понимаете, да? Автор не какой-то иммигрант из стран СНГ. Человек специализировался на тупом американском юморе все карьеру. Вдруг в 2015 году он задумался, что ничего не знает про Чернобыльскую аварию и углубился в изучение темы.

Представьте себе уровень проделанной работы. Количество консультаций. Попробуйте передать быт страны, в которой ты не жил никогда. На простом примере — в сцене, когда Легасов оставляет еду для кота: изначально в сценарии там был кошачий корм. Консультирующая его женщина (жена коллеги, жившая в Украине) сказала: «какой нахрен корм? Коты тогда питались остатками со стола!» Это тупо первые страницы сценария, а его уже разъебали по нестыковке быта. Представьте себе теперь — сколько нужно было провести работы, чтобы русский зритель сидел и не ощущал фальши? Впрочем, все равно найдутся умники, которые доебутся до пластиковых окон в кадре, цвета штор или номерных знаков.

Как как говорил сам Мэйзин: американскому зрителю будет насрать на номер машины, а нам было важно, чтобы он соответствовал той области, по которой ездил. Художники постановщики месяцами скупали с Киевских рынков реквизит. Чайники, телефоны, рамки для фото. Провели сотни часов совковых квартирах, чтобы понять — как выглядели обои и шторы, какие узоры должны быть на столе скатерти. То есть иными словами — авторам сериала было ВАЖНО со всем уважением отнестись к культурному коду. Они даже намеренно отказались от «РАШН АКСЕНТ», чтобы все не скатилось в комедию. Мэйзин намеренно взял в проект актеров-британцев и шведов. Этот метод гарантировал сохранение аутентичности для американского зрителя, у которого не возникло бы шанса потерять атмосферу реализма из-за наличия американских актеров.

А каких лицедеев они подобрали? Морды то реально советские! Это ж какой кастинг массовки и эпизодников они провели, чтобы утвердить всех на свои роли. Какую работу стилисты проделали, чтобы нарядить всех в аутентичный шмот и заплести девочкам хим. кудри, а бабулям раздать необходимые платки на голову! Тысячи часов работы, сотни часов согласований. Это ли не любовь и уважение к советскому народу от сценариста тупых американских комедий? Просто ахуй. Больше всех меня, конечно, впечатлил каст Брюханова — кудрявый с сиплым голосом. Максимальная харизма, просто кадр поедает, да еще и на реального прототипа так похож, пиздец. Ну и Скаарсгард сыграл просто мирового мужика. Отличный переход от мудака к настоящему герою.

Про внезапный патриотизм и культурный код

Моя любимая сцена, если забыть про чертов цемент — это все, что касается шахтеров. Я знаком с некоторыми, так как в моем городке очень многие пацаны после школы шли работать на шахту. Это особый вид людей, которые, как мне кажется, сохранили советский характер. В том плане, что это настоящие русские мужики. Те самые, про которых гордостно рассказывали ветераны. Про мужиков со службы и работы, о которых говорил дед. Это, конечно, мышление русофоба, но что-то мне подсказывает, что в современном русском фильме рабочих с шахты показали бы как алкашей и сброд с низов. Потому БРАВЫЕ МУЖИКИ, которые идут осознанно на суицидальную миссию не ради денег, а потому что «никто кроме них» — вот это, блять, сильно. Вот это гордость.

Как сказал Мэйзин — его вдохновляют советские люди и что «коммуна» и «коммунизм» тесно связаны. Сплоченность граждан — главная тема, которая его зажигала все это время. По его мнению, случись подобное в Америке — они бы просто обвели все забором и сказали «Вход Запрещен», ибо мы не можем рисковать людьми и посылать их туда, зовите адвокатов. Жертвенность советского народа и готовность идти на опасное дело поразили его до глубины души. Я не могу назвать себя патриотом. Пять лет прожил в Казахстане в тот период жизни, когда взгляды выстраивал на жизнь, потому до сих пор не могу определиться с менталитетом внутри. Однако именно на сюжетке с шахтерами я ощутил эти нотки гордости внутри. Когда возникает ощущение, что при взгляде на таких людей — гордостно называться русским. Хуй с ним, что утрированы там сцены, мы прекрасно все понимаем, что именно такими были люди. Бесконечные интервью с ликвидаторами из Чернобыля это подтверждают. То как они говорят, как смотрят на ситуацию. Самоотверженные и преданные сослуживцам/коллегам.

Для меня вообще больная тема — про патриотизм. Я считаю, что кино как одна из важнейших форм в современном мире, способное закреплять и продвигать культурный код сквозь поколения. Важнее только книги, через которые мы сейчас может узнать о быте и настроениях в стране конца 19 века, например. И каждый раз, когда понимаю, что через фильмы я знаком с историей США лучше, чем с историей страны, в которой родился — мне становится стыдновато. Однако, в Америке постоянная смена власти располагала к выходу картин, осуждающих политику предшественников. И так по кругу.

Именно потому по огромному количеству вышедших фильмов можно определить и понять быт и настроения народа в чужой для меня стране с чужим для меня менталитетом. Про цензуру фильмов в Советском Союзе, о которой сейчас слагают легенды даже и речи не шло. Мои УБОГИЕ познания истории СССР и России говорят о том, что самое свободное для авторов десятилетие в кино были в девяностых. Когда после развала Союза особо никто и не понимал что контролировать и что пропагандировать. Тогда и авторы разгулялись. Тогда и появился Балабанов. И скорее всего — наши кинодельцы так долго возвращались к девяностым в своих фильмах не только потому что время было богато на «истории», но и потому, что это плотно засело в сознание — как выглядит свободное кино в России.

Я поднимаю эту тему, чтобы в комментариях могла начаться образовательная дискуссия, где мне скажут, что я уебок и приведут в пример кучу исторический фактов, фамилий и названий картин, чтобы я стал чуточку образованнее. Меня действительно начал волновать этот вопрос после «Чернобыля«, когда я понимаю, что «капсулу времени» о важнейшем событии в истории СССР со всей любовью сняли не русские, а американцы. Прекрасно понимаю, что нашим сейчас слишком тяжело о подобном снимать, так как необходимо выбирать сторону «Совок За, Совок Против». Вопрос в том — дойдет ли Россия когда-нибудь до единого мнения или так все и останется тупой борьбой за правду/пропаганду.

Об исторической ценности и хейтерах

Развивая тему культурной важности. Как сказал Метатрон в «Догме»: «вот времена, про что кино не снято, о том и знать не нужно». Очень точное замечание, мистер Кевин Смит. Так оно сейчас и работает, потому и называю кинематограф одним из важнейших инструментов по вытачиванию культурного кода в целых поколениях. Что я знал о Чернобыле до сериала? Как уже обозначил — в школе и семье мне не особо прививали надобность изучать историю Советского Союза. Про Чернобыль мы в школе знали вскользь, а про Припять я впервые прочитал в Игромании в начале двухтысячных. Тогда лет пять подряд обозревался процесс создания культового долгостроя S.T.A.L.K.E.R. Очень много писали про то, как разработчики игры бродили по окрестностям города и фотографировали каждый его закоулок, чтобы перенести игрока в максимально натуральную среду Зоны Отчуждения. На этом все познания заканчивались.

Что сделал Крэйг Мэйзин сейчас? Он поднял просто монструозной величины волну интереса к аварии Чернобыля. Видео-репортажи, интервью, хроника — статистика просмотров на ютубе растет с колоссальной скоростью. Люди интересуются биографией действующих лиц, теперь в мире знают как выглядят лица героев, спасших миллионы жизней. Их знают по именам. Да, сейчас у сериала растет волна критики, кричащих об искаженных фактах. Про вертолет упавший позже и по другим причинам, про голых шахтеров, которые не были голыми, про Хомюк, которую авторы намеренно создали в качестве олицетворения кучи людей сразу. Как объяснил подобное решение сам Мэйзин: «Оригинальный Легасов не знал устройства реактора-РБМК, многое ему попутно объясняли коллеги, но поскольку это надо было компактизировать, я наделил Валерия Алексеевича знаниями о реакторе, а Ульяну сделал чуть умнее, потому что в ней собран весь учёный опыт Союза.» (перевод подкаста с канала Writers Mute)

Но чего добиваются критики сериала? Кого они защищают? Вместо того, чтобы ныть о том, что Союз выставили злодеями — надо радоваться, что простых ЛЮДЕЙ показали как есть — героями. Я разве что не согласен с тем, что троицу с Дятловым выставили архи-злодеями. Однако, факт остается фактом. Люди по всему миру интересуются историей Чернобыля. То же интервью Дятлова сейчас активно обсуждают в комментариях и адекватные люди понимают, что в сериале все достаточно утрировано для драматизма. Молодые блогеры подтягивают ликвидаторов на интервью. На памятники впервые за десятилетия начали снова класть цветы. Как можно с таким уровнем вклада в общее дело хотя бы на секунду поливать сериалом дерьмом? Вы что — ЕБАНУТЫЕ?

Все вдруг превратились в факто-дрочеров. Позабыли, что огромные масштабы событий создателям нужно было уложить в несколько серий. Позабыли про драматическое усиление в байопиках. Одно радует — народ ринулся копать информацию. Не важно для каких целей — об этом говорят. HBO заставили весь мир трубить о Чернобыле, который год вспоминали единицы. Сейчас каждое второе издание зовет на интервью кого-нибудь из свидетелей тех событий, чтобы они могли опровергнуть или подтвердить сказанное в сериале. Даже одного чернокожего ликвидатора нашли после конфуза с одной журналисткой (ссылка). Героев Чернобыльской трагедии снова вспоминают. Это ли не успех?

Показателен и тот случай, как в одном интервью несколько участников тех событий говорят разные вещи. Например. В одном интервью женщина из бригады ликвидаторов говорит, что в Чернобыле был сухой закон. Однако, у нас в чате ШишКИНО один из ребят еще до выхода четвертого эпизода рассказывал истории своего дяди — про 30-60 секундные смены с обломками и про вино с водкой, которое вливали в себя литрами после бани. Бывает даже в рамках одного интервью с несколькими сразу ликвидаторами можно услышать расхождений мнений. Если уж у людей, побывавших там может быть разный взгляд на ситуацию — как можно в этом обвинять создателей сериала? Много информации всплывает. Надеюсь, чего новое вскроется, прежде засекреченное. HBO красавчики. Всех всполошили.

Подытожив, скажу, что «Чернобыль» — это мощный триллер, с колоссальной проработкой деталей и любовью автора к советским людям. Сериал, который сняли американцы, которые всегда славились клюквой и пренебрежением к деталям русского быта. Шоураннер Крэйг Мэйзин и режиссер Йохан Ренк создали прецедент. Дайбох — это расшевелит весь мир в умении углубляться в чужую культуру. У наших киноделов это вызовет легкое чувство стыда и породит качественный контент на поле воссоздания ушедшей эпохи. У молодого поколения возродит (как в моем случае) или усилит желание знать историю героев страны, в которой жили наши родители. У всей планеты посеет страхи, которые станут причиной улучшения мира, в котором мы живем и будут жить ваши дети. Если это не главный сериал последних лет, то я даже не знаю.

Будьте вежливы в обсуждении

СХОЖИЕ СТАТЬИ

Теги