Devs / Разрабы (2020)

Просто вступительное слово. Заранее говорю — это лучший мини-сериал за многие-многие годы. Для меня уже встал в один ряд с «Настоящим детективом» и «Мистером Роботом». Просто — идите смотреть. Это пиздец.

Немного фанбойства по автору

Алекс Гарленд на съемках «Devs»

Важно понимать сразу — откуда берется интерес к этому мини-сериалу. Все идет от имени автора. Алекс Гарленд сейчас по праву считается самым главным фантастом от мира кино. Его картины масштабны (по поднятым вопросам), красивы, ни на что не похожи, они мрачны, философски подкованы и дарят зрителю бесконечный простор для осмысления. Сперва его имя связывали с одними из лучших работ Дэни Бойла — он написал «Пляж», «Пекло» и «28 Дней Спустя». Спустя годы он попробовал себя в режиссуре и явил миру «Из Машины» (Ex Machina, 2015). Тот, где Оскар Айзек и Сонойа Мидзуно пляшут под «Get Down On Saturday Night». Через пару лет он вернулся с абсолютно крышесносящей «Аннигиляцией» (2018) — там где Натали Портман, кислотная зона отчуждения и МЕДВЕДЬ КРИЧАЩИЙ HELP.

На съемках «Из Машины»

За две картины режиссер в мире киноманов плотно укрепился в сознании, как главный современный кино-фантаст. В отличии от каких-нибудь Нолана или Вильнева — Гарленд избегает огромный размах и «аттракционность». Каждая его работа обойдется без лишних нулей в бюджете, но при этом рассказать у него получится вещи не ммнее глобально, чем у великолепных коллег по жанру. Плюс, не стоит игнорировать тот факт, что у Гарленда очень плотно в крови подмешаны триллер и мрачнуха, что делает его работы еще острее, чем у большинства современных авторов. Много поэтичности с уклоном в философские вопросы, которые его истории задают без пошлого и кричащего тона. Двумя словамми — Кубриковские вайбы (мое личное восприятие).

О сериале

«Devs» — это пиздец. После того, как закончил смотреть — у меня появилось стойкое отвращение ко всему вообще. Невозможно смотреть ничего, слушать, читать. Это настолько цельное, масштабное, законченное произведение, что пока нет желания чем-то разбавлять увиденное. Если после «Из Машины» и «Аннигиляции» еще могли оставаться внутренние споры, то после «Разрабов» — это не видится возможным. Это научная фантастика, которую мы заслужили. Живая и проработанная история, которая поднимает слишком много тем, чтобы успеть их ухватить с одного раза.

Чем примечателен Гарленд — он умудрился снять научно-фантастическую историю о детерминизме в жанре шпионской драмы про трагичную френдзону. Глобальные вопросы о потери близкого, неизбежности судьбы, Боге, жертвенности и безумии умудряются задаваться на фоне очень локальных событий с ограниченным числом участников. Все крутится вокруг, буквально, пяти-семи персонажей, половина из которых почти весь сериал сидят перед монитором. Обычные посиделки на крыльце, взаимоотношения бывших, потеря близкого, работа в офисе, корпоративный шпионаж, НЕслучайные смерти — это все такое мелкое на фоне поднятых в сериале тем.

По сути, в этом и есть главная заслуга автора. Абсолютно все строится на человеческих взаимоотношениях и эмоциональных реакциях на происходящий вокруг пиздец. И проработано это на уровне «охуеть». Каждый раз, когда тебе кажется, что персонаж ведет себя неадекватно, проходит время и тебе все объясняется логически. Каждый раз, когда ты хочешь доебаться до условности — тебя тыкают лицом в то, что все продумано. Когда ты думаешь, что сериал упустил деталь — через пару эпизодов тебе невзначай обо всем напомнят (типа скрытой повязки после ножевого ранения).

Удивительно, что в столь интересном сеттинге больше всего тебя волнуют не законы квантового мира, а то, как герои справятся с эмоциональными проблемами и свалившимися на них проблемами. Настолько ЛЕГКО представить себя на месте КАЖДОГО из героев — будь то сексуальнейшая азиатка (Сонойа Мидзуно моя страсть со времен «Из Машины»), убийственный начальник охраны Кентон (вот же мразюка), бывший главной героини (Джейми вообще сердечко сериала), гениальный миллиардер (как же охуенен Ник Офферман в этом сериале) или его айтишники. Все герои настолько живые, насколько вообще может позволить себе сериальный формат.

Последние два эпизода — это жара просто. Это такие эмоциональные горки, что хочется ставить на паузу и покурить. Наверное, если исключить из списка «Мистера Робота», то «Devs» — это самое лучшее, что происходило со мной со времен первых двух сезонов «Настоящего детектива». История про судьбу очень нетривиальной группы персонажей раскрывает так много вопросов, что хочется поскорее все это дело переварить и заново пересмотреть. Алекс Гарленд снял одну из лучших филофоских научно-фантастических историй, что я видел вообще. По ощущениям, будто ты прочитал очень мрачный и драматичный роман, поднимающий такие глубинные вопросы, от которых становится внутри не по себе от того, что ты не можешь сразу осознать весь простор несущейся мысли.

Понятия не имею, как вообще так вышло, что столь великолепная вещь вышла и осталась незамеченной в мире. Когда мы все ныли о том, что кино перестает шокировать и оставлять наедине со своими мыслями — оно берет и выходит, а мы смотрим не в ту сторону. Ирония в том, что во время самоизоляции, когда мы все уходим в себя — «Devs» вышел в самый подходящий для себя момент (кроме выпада из информационного поля). Вопросы кино поднимает именно те, которые нам сейчас нужны больше всего. Мы управляем своей жизнью или мы лишь наблюдатели заранее продуманного сюжета? Пора делать выбор. Жизнь или существование. Вечернее развлекалово или неожиданные шедевры.

СХОЖИЕ СТАТЬИ

Теги