End of Days / Конец света (1999)
Мое первое киноманское разочарование в жизни связано с «Концом Света» (1999) года.
Уже в десять лет познал силу, которой обладают трейлеры — силу наёбывать. Ролик обещал Шварца, который пиздит Дьявола, отсреливает в него из гранатомета, а тот превращается в огненного Балрога.
Как же я охуел в детстве, когда весь фильм Дьявол прятался в теле обычного мужика с лицом Шона Пенна для бедных и приходилось ждать финала, чтобы хоть чуть-чуть ощутить демоническую сущность сатаны. Решил пересмотреть, мало ли — тоска по олдскулу сыгает.
Не сыграло. Фильм пиздец. Я ухохотался, пару раз прям дико нелепый экшен, особенно сцена, где Шварц подвешен на троссе за вертолет и как бы пускается в погоню за мужиком будучи в воздухе. Очень странная сцена.
В целом мрачно, конечно, такое сейчас редко застанешь в сегменте блокбастеров. Есть старые-добрые клише из 90х, брутальность, финал классный. Но в целом — нахуй надо.
Однако, не могу отрицать — в фильме много образов и сцен, которые застряли в сетчатке глаза на всю жизнь.
Альбинос в метро, рассыпавшийся на осколки. Яблоко с демонической оргией вместе опарышей. Шварц в церкве и выпускающий огонь из груди.
Плюс, это же все дело снято на пленку, а значит тут очень сочный и правильный черный. В фильме крайне много контрастных и глубоких теней и тут полно таких около-нуарных кадров, собенно в первой половине.
Кадр, где Арни угрожает священнику — вообще живописный ренессанс. Просвет через жалюзи — классика, которая никогда не устареет.
Забавно, что даже в таком плохом фильме чувствуется какая-то магия кино, чего сейчас не скажешь про фастфудные проекты крупных франшиз, снятых словно нейросетью.
Вообще, сел пересматривать из-за Арнольда. Для него это тогда была попытка выйти за пределы привычного амплуа. В первой же своей сцене он хочет пустить себе пулю в лоб, переживая смерть жены и дочери. Эдакий Макс Пейн и Мартин Риггс в одном флаконе.
Шварц тут дико красивый. Лучший период, когда он уже не молод, но и не старик, не груда мяса из спортзала, но и не растерял форму. Идеальная брутальность, челюсть высеченная из камня, умеренная маскулинность и уставший взгляд. Легкая щетина, побои на роже и новоиспеченные морщины морщины.
Плюс, не так часто Арнольда Шварцнеггера весь фильм сопоставляют с Иисусом — сначала его избивают толпой и подвешивают на кресте, а в конце он и вовсе жертвует собой ради человечества, прыгнув пузом на огромный меч. В церкви.
Конечно, Т-800 тоже плавился в раскаленном металле во имя спасения мира, но тут все же по задумке фильма — герой Арни достался очень трагичный. По имени Джерико (Jericho). Ну вы поняли.
Зак Снайдер, наверное, обожает этот фильм.