Joker / Джокер (2019)

Тяжело было поверить, что шалость удастся. Слишком хорошо все звучало еще на уровне первого анонса — обособленная история от канонов комикса, мрачнота, Скорсезевские «Таксист» и «Король Комедии» в качестве вдохновения, рейтинг R и Хоакин Феникс в главной роли. Картину ждали, затаив дыхание, а главный приз в Венеции казался чем-то совершенно нереальным. Конечно, уже позже полилось говно, мол, кино чуть ли не опасное для общества и может колыхнуть психопатов на действия. Провокационненько.

«Джокер» получился на удивление очень интимным и личным фильмом, который будто бы стесняется своей принадлежности к одному из самых популярных брендов на данный момент. Если закрыть глаза на финал, то полное отсутствие масштаба только радует глаз. Удивительное дело. Примерно того же лично я ждал от «Логана» в свое время, который скатился в говно из-за той самой принадлежности к бренду с обязательными экшен-вставками и неуместными супергеройскими замесами. Спасибо Warner Bros., что рискнули не влезать в залупу и навязывать режиссеру блокбастер-стайл, хотя имели на это все основания.

Отвечая заранее на вопрос — кто же все-таки лучший Джокер, фанаты Хита Леджера могут выдохнуть: на его лавры Хоакин Феникс даже не пытается позариться. Причиной тому, что от культового клоуна-маньяка тут только одно имя в тайтле. Возможно, это и есть та самая обязаловка перед студией — выпустить кино под брендом ДиСи. Замени Готэм Нью-Йорком, а Томаса Уэйна любым другим именем — ничего в истории не поменяется. Странно звучит, но «Джокер» ничего общего с Джокером не имеет и на это недвусмысленно намекает сам режиссер, позволил прозвучать этому имени три раза за хронометраж и все — в самом финале.

Кино снято по всем золотым стандартам строения персонажа — вы ни при каких обстоятельствах не зададитесь вопросом мотивации главного героя. Все очень подробно, прямолинейно и без торопливости. Получилась такая заправская история одного безумия. Очень грустная, очень жуткая и мрачная.

Тот случай, когда ты ловишь удовольствие от каждой проведенной минуты на киносеансе. Кино полностью сосредоточено на Артуре Флеке в роскошном исполнении Хоакина Феникса. Не могу сказать, что это прям роль всей жизни, но смело можно сказать, что никого другого здесь не представляешь. Настоятельно рекомендую смотреть кино на английском, чтобы целиком прочувствовать все, что вложил актер в своего персонажа.

При этом, несмотря на все восторги — «Джокер» не ощущается фильмом бессмертным. Местами ловишь себя на мысли, что где-то можно было помрачнее, а где-то не так прямолинейно. Первая половина и вовсе захламлена пошлыми манипуляциями, чтобы зритель ЖАЛЕЛ главного героя. На одной только сцене с карточкой в автобусе хочется рыдать и простить главному герою любые злодеяния. Режиссер практически оправдывает любые действия протагониста, а в этом и есть главная проблема фильма: он очень односторонний. Все в мире «Джокера» ублюдки и плохо поступают с Артуром, потому в тот момент, когда он слетает с катушек — тебе не жалко абсолютно никого.

Есть ощущение, что виной всему не только студийная фишка делать кино доступным, но и неопытность самого Филлипса как драматурга. Опираясь все на того же «Таксиста»: Скорсезе не романтизировал Трэвиса Бикла, явно показывая, что герой Роберта Де Ниро — плохой парень. Тодд Филлипс всеми силами оправдывает действия Артура, что в корне неправильный подход к такому сложному персонажу. Когда режиссер не дает зрителю выбор — сопереживать или осуждать — кино становится однобоким. Кино не дает нам и шанса осудить Артура — весь хронометраж мы сидим на игле жалости и сопереживания.

Опираясь на пример все того же Скорсезе — старик всегда умудрялся снимать кино об очень плохих людях, которые импонировали зрителям в силу хорошо показанной мотивации. В «Джокере» же ты болеешь за героя, потому что он очень несчастный, а все вокруг — пидорасы. Вроде бы ничего страшного, но до уровня действительно серьезной драмы картина не сказать, что дотягивает. Главным же встает вопрос — делать скидку, потому что снято по мотивам комиксов или требовать серьезного уровня, ибо авторы замахнулись на нечто большее? Тут уже каждый сам пусть для себя решает.

«Джокер» — это отличный пример того, что мрачные драмы про маленьких людей способны заманивать в кинотеатры толпы зрителей только в том случае, если он является частью разрекламированного бренда. Очень приятно наблюдать за тем, как Хоакин Феникс из проекта в проект выдает монументальный уровень мастерства и удачно выбирает проекты, в отличии от многих коллег по цеху. Взять в пример тот же «Тебя Никогда Здесь Не Было», который на несколько голов интимнее и тоньше «Джокера», хоть и менее массовый.

«Джокер» понравится всем, кто ждет мрачное, личное и трагичное кино и не понравится тем, кто пойдет за студийным развлекаловом. Вряд ли эта картина способна менять судьбы и застрянет в сердцах опытных киноманов, но то, что это один из самых красивых и погружающих в себя фильмов последнего времени — факт. Не главное кино 2019 года, но в список лучших входит наверняка. Во всяком случае — фильм подпустит вас так близко к Артуру Флеку, что вы на время просмотра очутитесь в чужой шкуре и точно забудете обо всем остальном на свете. От хорошего кино, кажется, большего и не ждут.

 

СХОЖИЕ СТАТЬИ

Теги