ГлавнаяРЕВЬЮ НА ФИЛЬМЫМайгор Гром: Чумной Доктор (2021)

Начну с плохого, чтобы плавно перейти к хорошему. Под стать фильму, у которого очень долгий вход, но очень бодрая вторая половина. Если смотреть на «Майор Гром» глазами задрота жанрового кино, то может смутить его детский рейтинг, переигрывание и недоигрывания некоторых актеров (особенно это касается грабителей банка и сотрудников полиции) и не самый лучший ворлд-билдинг (местную альтернативную русскую реальность принимаешь на веру лишь своими силами спустя час).

Однако, даже при ощущении, что вся история строится по давно обкатанной жанровой схеме — сюжет умудряется несколько раз приятно удивить. Отдельно хочется выделить тот факт, что «Майор Гром» — это первый русский блокбастер, который умудряется стебаться над клише и штампами больших проектов, что как бы не может не радовать. Почему это хорошо? Это значит, что у «русского блокбастера» появляется полноценная самоидентичность, которую он уже способен осознавать, а значит ломать шаблоны или, как минимум, заниматься самостебом.

Повторюсь, что первая половина фильма в разы проигрывает второй, а как мы прекрасно знаем — любой истории можно простить слабый старт, но не финал. И «Майор Гром» с этим справляется. Как только из картины уходит глянец, искусственность (за нее в ответе американизированный полицейский участок, о котором поговорю позже), все добренькое и светлое, а потом приходит мрак с нотками безумия, появляется грязь и какое-то подобие жесткости — фильм открывает второе дыхание и желаний доебаться больше не возникает.

Это уже давно не новость, что наше кино умеет и в операторскую работу, и в работу со светом и цветом, и в спецэффекты, и в компьютерную графику, и в саундтрек, и в масштаб, и в монтаж, и в креатив. Так вот — «Майор Гром» можно считать закреплением этого знания. С визуальной точки зрения — это уже можно обозвать новым «золотым стандартом». Стилизация под комиксы так же подарила нам первый супер-злодейский костюм, который смотрится в кадре очень даже уместно. Техническим языком наши киноделы овладели в полной мере. Дальше дело за «малым»: чувством вкуса, уникальной этникой, полноценным культурным кодом и, простихосподе, глубиной. Нести знамя развития упало на долю «Майора Грома». И славно, он себя уверенно ощущает в роли жанрового мессии.

Все вопросы уходят пока только к тому, как выстраивать в русских реалиях выдуманные миры, потому что территория не до конца изученная. Если откинуть дилогию Бекмамбетова про Дозоры, то самый крайний удачный пример выстраивания альтернативной реальности — это, как ни странно, «Серебряные Коньки».

В «Майоре Громе» с этим не все так гладко. Авторы не пытаются по крупицам ввести нас в новый Питер, а сразу заходят с места в карьер. Вход в выдуманную Россию берет точку отсчета уже сразу с масштаба, открывая полицейский участок зрителю техникой «инструкции для новобранца». Прием хороший, однако, для русского кино пока что не самый подходящий. По крайней мере, полицейскому участку «Майора Грома» он не сильно помог.

На самом деле — этот участок — главное, до чего хочется доебаться. Единственная часть фильма, в которую я не верил, как бы ни старался себя уговорить. Возможно, вся проблема в том, что практически только эта локация никак себя визуально не оправдывает. Сделали стильно и красиво, просто потому что… не знаю почему. Такой сильный закос под Запад, а никак не оправдан с точки зрения нашего менталитета. Ни шуток, ни самоиронии. Просто американщина и ничего более. Был страх, что вся картина так и будет двигаться в этом направлении, но нет, остальные локации, персонажи и условности работают в рамках истории и в условиях мира, с которым взаимодействуют герои. То же азиатское казино (явно вдохновленное похожим из «007: Скайфолл») не выглядит инородно, потому что оно и сюжетно оправдано, и в нем все равно присутствует душок «русского люкса» (отдельное спасибо за персонажа Виталия Хаева с кислородным баллоном).

Впрочем, в сценарном плане меня приятно удивил тот факт, что сюжетные повороты, может и не шокируют, но точно приятно удивляют, а в какой-то момент я даже испытал крайне редкое чувство «и как теперь он собирается выпутываться из этого пиздеца?». Для супергеройского кино — это вообще редко, когда я подобным вопросом задаюсь. К слову, это одна из причин, почему меня не тянет к пересмотру марвеловского фастфуда — за персонажей никогда не переживаешь, они всегда побеждают и слишком хороши. Фишка Грома в том, что в своем первом фильме — он хоть и обаятельный и весь такой правильный, но все равно мудак-одиночка, еще и не обладающим великим умом. Такому засранцу сопереживать в разы проще идеального Капитана Америки, хоть и моральные компасы у них более-менее идентичны.

В фильме присутствует много того, от чего захочется покривить лицом — раздражающий персонаж с бесконечно повторяющейся шуткой (связано с улыбкой), стереотипные архетипы из комедий, которые уже даже для ярлыка «клише» слишком устарели (всевозможные бедные дедушки и тупые толстяки), использование популярных персонажей, которые играют сами себя без малейшего желания добавить герою свежей идентичности (тут без спойлеров). Эти и еще некоторые проблемы штампов большого русского кино экран покидать не хотели.

Впрочем, это все про «доебаться». Основной костяк картины — это про классные актерские партии. Тихон Жизневский ближе к середине фильма (облачившись во фрак) завоевывает и доверие, и сердечко. Мне нравился каст Грома из короткометражки 2017 года, но спустя час хронометража сложилось впечатление, что и каст Тихона все-таки удался. Особенно голос, хотя иногда и проглядывались нотки подражания Даниле Багрову, но это, наверное, по Фрейду (у него, или у зрителя, хуй разберешь).

Любовь Аксенова не выдает ни одной проходной сцены — всегда живая героиня на экране. Наконец, я понял откуда у нее такая народнная любовь, она и правда очень живая и настоящая в кадре. Особенно в таком — секси-дерзком и комедийном амплуа. Отдельно отмечу ее охуенный лук в сцене открытия казино. Алексей Маклаков (кстати, сидел на премьере прямо позади него, легенда, шо тут сказать) — точно та же история: какая бы реплика не звучала — во все веришь. Главный злодей во второй половине фильма приобретает классное очарование, добавляя искринки безумия, которого так не хватало весь первый час, когда все было натужно драматично и серьезно. Отдельно отмечу молодого актера Олега Чугунова (из тизера-короткометражки «Чумной Доктор») — его заплаканным глазам веришь больше всех в этом фильме, очень выразительный парень.

Вся прелесть — «Майору Грому» действительно можно простить очень многое, но он не особо этого требует. Фильм самодостаточный и очень большой. Однако, не стоит забывать, что создатели заходят на абсолютно неизведанную территорию — экранизацию отечественного комикса. В эпоху, когда супергероика и без этого — самый популярный вид блокбастеров — и среди наших зрителей тоже. Да, в этом жанре у России уже были попытки (неловко смотрю в сторону «Черной Молнии» и совершенно молчу про Сарика), но такого масштаба, да и еще в рамках уже готовой и богатой на события франшизы — не было.

Учитывая уверенные шаги создателей, есть ощущение, что в сиквелах (надеюсь на множественное число) будет сделан еще более мощный скачок вперед для жанра и в этот раз создатели будут ЕЩЕ смелее в своих выходах за рамки. Пока что фильм одной ногой тут, другой впереди, но продюсеров можно понять — это выстрел вслепую, когда на кону стоит нехуевая такая сумма бюджета.
В продолжениях зрительский спрос будет посерьезнее, гарантирую.

«Майор Гром» — это определенно лучший российский блокбастер за последние десять лет. Для российского большого кино — это шаг вперед, не везде уверенный и самодостаточный, но уже с яйцами и понимаем куда двигаться. Даже тот факт, что «Майор Гром» хочется ругать, противопоставляя блокбастерам Запада, без каких либо серьезных скидок — уже хороший сигнал, как для самой картины, так и для большого кино в нашей стране. По крайней мере для меня, и как для зрителя, и как для будущего любимого режиссера твоей девушки.

От себя поздравляю Олега Трофима. Старина, это огромнейшее кино, с таким далеко не каждый режиссер смог бы справиться. Ты машина! Горжусь тобой и вашей командой и определенно желаю вам роскошных сборов, ибо эта страна нуждается в крепких франшизах.

СХОЖИЕ СТАТЬИ

Теги