Marriage Story / Брачная История (2019)

Один из самых лучших фильмов 2019 года. Лично я не фанат всяких мелодрам, любовных историй и уж тем более картин про бракоразводный процесс. Однако, фильм так сильно хвалили на фестивалях, что стало любопытно — чего там наснимать умудрились, если такая избитая история всем зашла? Как оказалось — вся суть в «театре двух актеров» и то, с каким трепетом режиссер подошел к наполнению жизни в кадре.

Из-за того, что редко смотрю про «настоящих людей», для меня стало откровением наблюдать за настолько ЖИВЫМИ персонажами. Йоханссон и Драйвер выдали не просто какой-то там актерский перфоманс — они просто ПРОЖИЛИ чужую жизнь. Режиссер не зря прибегнул к приему длинных дублей и съемке на пленку. Как только один из героев начинает говорить о себе и супруге — с каждой минутой беспрерывного кадра вы все ссильнее забываете об актере и все больше проникаетесь персонажем.

Плюс, отсутствие «цифровой картинки» делает все чуть более теплее и живее по восприятию. Снимай Баумбах кино на цифру — оно было ощущалось более меланхоличным и отстраненным. Сколько бы многие не игнорировали этот факт, но пленка всегда будет выигрывать на поле жизни в кадре. Тем более всегда можно отличить ее от цифровой картинки лишь взглянув на кожу. На пленке она всегда теплее и натуральнее, как бы там колористы ни старались повторить этот «эффект», работая с цифрой.

В «Брачной Истории» так много всего настоящего, что поверить в происходящее не составит труда. Особенно это классно достигается хитрым режиссерским приемом, когда персонаж гуляет по комнате и внезапно заходит в соседнюю (например, высморкаться) и никакой монтаж не перебрасывается в новую локацию, чтобы показать действие персонажа. Оператор, а в следствии и зритель — является собеседником главным героям. Можно сказать, другом. И чем больше ты узнаешь героев, тем ближе вы становитесь. Именно потому, под конец фильма даже при отсутствии подобного опыта (развод) — зритель всего равно будет привязан к истории и его персонажам.

Если же у вас имелся опыт большой любви и вы переживали расставание/развод, то вам вообще пиздец придет. Есть там одна сцена, когда герои попытаются вести конструктивный диалог, а по итогу один другому пожелает смерти. Вся вот эта ругань, весь этот эпизод — это настолько МАСТЕРСКИ написано, поставлено, снято и сыграно, что в какой-то момент забываешь, что смотришь кино. Я будто был одним из этих людей. Точнее я и был. Это все настолько знакомо, живо и без приукрашиваний, что не поверить невозможно.

Тем не менее, никакой драмы и слезовыжималки режиссер из фильма не делает. Тут скорее чаще смеешься, чем грустишь. Все эти нелепые уловки адвокатов, «я не смотрю телевидение», странная судебная наблюдательница, вручение конверта, «причем тут пирог», неудавшийся фокус, старый адвокат, зажигалка в тыкве и так далее. Картина действительно очень смешная, но юмор не гэговский и сортирный, он такой — бытовой, построенный на нелепостях в жизни. Уверен, что большинство шуток взято из жизни, потому что так глупо бывает только у нас — в реальном мире.

Когда хочется перечислять моменты из фильма, то это будут не какие-то «сцена погони» или «падение с крыши», а тонкие бытовые моменты эпизоды, от которых трепетно на душе. Когда Николь стригла Чарли. Когда они чинили забор, который их потом живописно разделил. Когда Чарли не мог выбрать ничего из меню. Когда они сравнивали друг друга с родителями с целью задеть друг друга. Все моменты с мамой Николь. Монолог адвокатши (великолепная Лора Дерн) про отцов и матерей. Токсичный диалог с адвокатом (Рэй Лиотта, ты чего так постарел?) на первой встрече. Постоянные локальные шутки на тему ньюйоркцы против калифорнийцев, которые в основном будут понятно лишь американскому зрителю. Старик из труппы театра, который вечно вспоминает бурлящую молодость. Выбор реквизита во время разговора по телефону. Да я готов так весь фильм перечислять, настолько мне понравилось.

Отмечу двойственность картины. Героев одновременно понимаешь и осуждаешь. Оба ведут себя как уроды и в то же время, оба правы. В этом тоже кроется большая заслуга сценария и режиссуры — вам не дадут шанса выбрать сторону, хоть и симпатии к Чарли режиссер явно склоняется больше, чем к Николь. И даже тут нельзя наверняка сказать, кто проиграл, а кто выиграл, потому что даже когда идут титры, ты понимаешь, что жизнь этих героев будет продолжаться и что там все десятки раз может перевернуться и измениться.

Тот самый случай, когда кино идет два часа и ты НЕ ХОЧЕШЬ, чтоб оно кончалось. Как только на горизонте маячит что-то похожее на концовку, ты сидишь и думаешь «только бы не финал, только бы не финал». Для меня лично — это показатель отличного кино. Когда оно еще и про бытовуху, а тебе не хочется возвращаться в свой мир — это признак ВЕЛИКОЛЕПНОГО фильма. Даже моя открытая ненависть к песням в любой картине в какой-то момент ушла на задний план, когда ближе к концу Чарли поет в баре. Очень тонкий момент и немного ножиком по сердцу. Вот песню Николь на вечеринке я бы вырезал, терпеть не могу подобное.

Собственно, о ножах в сердца. Рыдать особо не придется, но есть несколько эпизодов, в которых в зависимости от вашей эмпатии вас может накрыть. Лично я легко переносил все драматичные моменты, но на чтении Чарли списка своих плюсов меня вхуячило. Как же Драйвер отыграл, эти трясущиеся губы, которые он со всей силой пытался не разжимать… Господе, он великолепный актер. Скарлетт в первой половине тоже отыгрывает на все награды мира. Опухшее от слез лицо и то, как она рассказывает историю любви с Чарли у адвокатши… Просто растворилась в персонаже, верю каждому слову.

Еще один из жирных плюсов — отсутствие детской линии. Как же я рад, что режиссер не стал показывать третью сторону развода и нас не окунули в проблемы ребенка, который пытается это пережить. Спасибо, Ноа Баумбак, ты классный рассказчик и выбрал верный ориентир. Даже феминистский монолог об отце Иисуса не раздражает, потому что все по делу сказано. Вообще, вся тема с разводом очень непринужденно раскрывает все проблемы и идиотию этого процесса. Я даже никогда не задумывался о том, как это бывает изматывающе, бесчеловечно и нелогично. Особенно в Штатах.

«Брачная История» — это один из самых живых фильмов, что я видел. Определенно один из лучших в 2019 году. Великолепное кино. Смех и слезы. Душа и эмоции. Смотреть можно смело всем, но особенно зайдет любому пережившему сложный и длительный крах отнношений. Это кино настолько настоящее и живое, что ты понимаешь, какими сложными бывают человеческие взаимоотношения, даже если они по всем характеристикам таковыми быть не должны. Оба героя безумно любят друг друга, у них очень много крутых состыковок, как в творчестве, так и в бытовухе. Однако, они совершенно не подходят друг другу — это проносится через все диалоги и столкновения героев. Мне кажется, это и есть главная идея фильма — на одной любви далеко не уедешь. Как бы вам ни было хорошо, какими бы сильными ни были чувства, все же важно помнить, что это всего лишь один из бонусов к отношениям. Нужно еще и быть кусочками пазла из одного набора, а не просто подходить друг другу по вырезам в формочке.

СХОЖИЕ СТАТЬИ

Теги