Mr. Robot / Мистер Робот (2019), 4 сезон

ВНИМАНИЕ: ТЕКСТ СОДЕРЖИТ ЛЮТЫЕ СПОЙЛЕРЫ

Акт первый.
Про завышенные ожидания.

Это было самым волнительным кино-событием уходящего года. После слабого 2018 года, после провальных «Игр престолов» и ряда свежих разочарований — казалось, что все катится к черту. Даже третий сезон «Настоящего детектива» не пронзил душу, как это делали первые два. Появился страх, что все любимое уже не будет таким крутым, как прежде, а после великого третьего сезона «Мистера Робота» просто невозможно будет держать такую же планку качества. Плюс это финал, а лично Я, если честно, уже и забыл, когда в последний раз любимый сериал заканчивался на высокой ноте.

Это было серьезно, когда говорил, что получись финал «Мистера Робота» провальным, то я потеряю веру в современное кино. Последний раз, когда фильмы действительно оставляли после себя что-то необъяснимо сильное в душе — был 2017 год. Были, конечно, хорошие картины и в 2018: «Мэнди», «Апгрейд», «Тебя Никогда Здесь Не Было«. Были и в 2019: Хармони Корин, Квентин Тарантино, Роберт Эггерс. Однако, нет того самого чувства, когда тебя переполняет тотальная любовь к кинематографу, которой хочется поделиться со всем миром и, буквально, ЗАСТАВЛЯТЬ людей смотреть то, что ты только что увидел. Тут уже начинаешь думать, что это с тобой не все в порядке, а не с предметом твоего смысла жизни. Вот и пала ответственность на Сэма Эсмэйла закончить свой сериал на высочайшей ноте, чтобы оставить после себя надежду, что еще не все потеряно. По крайней мере — лично со мной.

После третьего сезона взял на себя миссию распространять этот сериал по всем закоулкам, до которых дотянусь. Постоянно повторяю фразу, что «Мистер Робот» — лучшее, что случилось с телевидением со времен первого «Настоящего Детектива». Абсолютный переворот формата в плане качества, чтоб зритель смотрел и думал «а что, так можно вообще?» Практически, новый киноязык построенный на нарушении композиции кадра и почти что революционный сюжетный майндфак. В эпоху насмотренности очень тяжело наебать зрителя и так, чтобы все было логически слаженно без противоречий. Второй сезон в этом плане — великий. Финальный — дышит в затылок. В плане разрушения четвертой стены — вообще один из главных элементов, почему лично я так проникся сериалом.

Акт второй.
Про любимые моменты сезона.

Напоминаю, что далее — страшные спойлеры.
Не читайте, если еще не посмотрели сериал.

Начинается финальный забег просто с ахуя. Выпилить Анджеллу на первых же минутах после такого душераздирающего финала предыдущего сезона — это ж какие яйца надо иметь. И дальше по накатанной. Каждая смерть — великолепная. Как впрочем и всегда было в «Мистере Роботе». Только вот смерть Тайрелла расстроила — как-то недосказанно. Сама серия, впрочем, великолепная и одна из лучших во всем сериале. Смахивает на тот самый «лесный эпизод» в «Сопрано» и эпизод с лесом и боулингом из третьего сезона «Фарго». Самобытная, со своей атмосферой и драмой.

Особенно понравилось, как четвертая серия контрастировала между абсурдной комедией, душевностью рождественской магии и драматическими отношениями между персонажами. Бухой Санта и его душераздирающие истории, которые оказались не такими уж и печальными (кстати, актер — муж Карли «Дарлин» Чайкин в реальной жизни) — это прям золото эпизода. Эта злоебучая заправка с сюрреалистично тупорылой кассиршей — кусочек Твин-Пикса прям. Опять же — рассуждения о смерти от Тайрелла и Эллиот, который не оставил того в одиночестве (вспоминаем аркаду Белой Розы из финала).

Но вот последующий эпизод — ЭТО ПИЗДЕЦ. Мне так СТРАШНО не было никогда при просмотре фильмов. Абсолютно гениальное исполнение с отсутствием диалогов, а в словаре у термина «СЖАТОЕ ОЧКО» в виде иллюстрации стоит фотка Эллиота, прячущегося от охранника в темноте. Это просто не описать словами. Это не триллер даже, это ебанные американские горки. Это эмоции, которые кино будто бы вообще разучилось дарить. Последний раз что-то схожее по эмоциям и накалу страстей испытывал в третьем сезоне «Наркос» (когда сверлили стену в ванной), в третьем сезоне «Банши» (великое ограбление военной базы, показанный через камеры наблюдения) и финальные эпизоды второго сезона «Настоящего детектива».

Потом эпизод в стиле театральной постановки, на котором раскрылся главный твист всего сериала. Успел прочитать даже много возмущений на этот счет, но как по мне — история о растлении четко расставила все по местам. Все стало таким логичным, естественным, настоящим и…. охуенно печальным. Мой малыш, Эллиот, как же хочется тебя защитить в этот момент признания на диване. Сильнейший эпизод, сильнейший сюжетный поворот.

Следующий ахуевоз уже был на серии, когда развалили всю систему Дэус. По факту — ощущается как концовка. Мощнейший триллер с лучшим саундтреком за все сезоны. Величественная смерть Прайса и крах всех злодеев. Эллиот и Дарлин спасли мир в тот момент. Теперь им оставалось лишь спасти свой. Эпизод романтический комедии про аэропорт — хороший хэппи-энд для мира «Мистера Робота» в глобальном смысле и отличная передышка перед эмоциональным финалом.

Когда Белая Роза выпилила себя (кстати, ее предыстория — душа сезона) и Эллиот сел играть в квест… Это был очередной впрыск СТРАШНОГО ДЕРЬМА и дикой драмы. Сразу вспоминается Тайрелл, Анджелла и все, кто умер по пути истории.
«Вашу друг остался в темноте».
«Остаться с ним».

Ебать, меня накрывало. А Белая Роза и Прайс — мои личные любимейшие злодеи за последние годы. Великие пиздец.

Потом была параллельная реальность и стало снова страшно: а вдруг это тот самый момент, когда Эсмэйл все проебет? Когда вся история обесценится. Все события были фантазией? Мир откатился назад? История изменилась? Славабогу, все продумано было с самого начала. Когда Эллиот открыл скетчи — заиграл самый стремный и жуткий саундтрек этого года. Дрожь пробирала. Под конец серия совсем выебала мозг и как же МОЩНО сработал эффект диалога со зрителем, когда лже-Криста посмотрела на нас и сказала «они тоже хотят знать». АААААА, ВЫЛЕЗАЙТЕ ИЗ МОЕЙ ГОЛОВЫ! СТРАШНО!

Самая концовка — это невероятно сильно. Прошлый сезон заканчивался «Intro» от M83, а тут — «Outro», с весьма подходящими словами под события:

I’m the king of my own land
Facing tempests of dust, I’ll fight until the end
Creatures of my dreams, raise up and dance with me
Now and forever
I’m your king

Эсмэйл продумал все до единой детали. Когда заканчивается сериал — слезы хуярят по щекам. Не потому что закончили на печальной ноте, никак нет. Это то самое ощущение чего-то великого, этот пролет камеры через проекции в стиле Кубриковской «Космической Одиссеи». Песня вообще словно и написана для того, чтобы вызывать мурашки и ощущение величия. Идеальный выбор, чтобы подчеркнуть ощущения прощания с чем-то очень важным.

Акт третий.
О значении сериала в моей жизни.

«Мистер Робот» и был чем-то важным. Только когда он закончился, пришло осознание, почему я так полюбил этот сериал. Помнится, импульс писать о кино шел изнутри, чтобы избавиться от одиночества. Это такое сильное чувство тотальной тоски, когда ты посмотрел что-то очень значимое, а тебе не с кем это разделить. Дело не в отсутствии близких, друзей или любимых. Это какое-то внутренне тепло, которым невозможно поделиться чисто с физической и ментальной точки зрения. Тогда я понял, что писать откровенно об увиденном — одна из форм поиска «родственных душ». Когда кто-то пишет «чувак, я ощутил тоже самое на этой сцене» — словно вынимается одна из тысяч иголочек, из-за которых ты чувствуешь себя одиноко. Как поется в депрессивной песне «Only» в последнем альбоме NF (мой любимый альбом года, к слову):

There’s gotta be somebody out there
There’s gotta be somebody somewhere
That needs company, and it’s comforting to know

Когда закончился «Мистер Робот», я осознал, что эти четыре года сериал был мне настоящим другом. Другом, с которым пришлось попрощаться. Вот этот самый прием закадрового голоса, который Эсмэйл превратил в общение со зрителем — это был ключевой момент, который сближал меня с сериалом. До «Мистера Робота» мне было дико стыдно говорить фразу «я боюсь людей». Кажется, еще ни один фильм или сериал так глубоко не капнул в тему одиночества и внутренней замкнутости. Тему боязни социума. «Я не чувствую себя безопасно рядом с людьми» — спокойно говорю сейчас я, потому что меня этому научил мой друг — Эллиот. Батя меня, конечно, не растлевал — у моих страхов социума своя история.

Это очень странная хуйня, когда ты сближаешься с вымышленным персонажем, но мир «Мистера Робота» для меня реален настолько же, насколько для настоящего Эллиота был реален тот мир, где он счастлив с Анджеллой.

И вот, спустя четыре года, пришла пора прощаться. Сериал, который казался техническим и стилистическим прорывом в итоге превратился в один из лучших кино-опытов в моей жизни. Сериал, который помогал в те моменты, в которые не могли помочь никакие беседы с окружающими. Сериал, на финале которого я снова ощутил ту самую пронзительную хуйню, которую не ощущал уже много лет. Одиночество, которое не знаешь как, чем и кем заполнить. И если много лет назад это меня пугало, то сейчас — наоборот.

Снова нашлось кино, которое способно ранить и вылечить. Ради таких моментов я с детства выбирал просмотр видака вместо выхода на улицу. Уже даже не стыдно признавать, что я социофоб в понимании Википедии, потому что последние несколько лет я не проживал это в одиночестве. Спасибо, Сэм Эсмэйл за «Мистера Робота». Спасибо, Эллиот, что принимал удары на себя и говорил то, что я боялся озвучивать сам себе. Спасибо, что вдохновлял. Спасибо и прощай. Прощай, друг.

СХОЖИЕ СТАТЬИ

Теги