Mute / Немой (2018)

Поделил текст на заголовки. Если вы тут только ради текста о фильме и мои рассуждения на тему критики и авторских картин вам не всрались, то листайте ниже до соответствующего абзаца.

В самом конце написал про отсылки к предыдущей работе режиссера. Запрещено читать и смотреть тем, кто не смотрел «Луну 2112» (категорически рекомендую, фильм охуительный).

О низких рейтингах

Это самый приятный момент, когда фильм, который хуесосят критики и кино-блогерцы, а тебе неожиданно заходит. Не из принципа «я не такой как все», а из простого факта: негатива в тебе меньше, как минимум, на один фильм. Понимаете, когда ты пишешь о кино и твое мнение кому-то важно, то в этот момент ты обязан делать верный выбор. Либо ты тонешь в негативе и заражаешь им другим, либо отходишь от этого. Это одна из причин, почему пишу ревью лишь на то, что мне понравилось. Могу позволить иногда пролить капельку желчи в адрес какого-нибудь «Ласт джедай», но на постоянной основе заражать таким дерьмом других — это проёб кармы, да и в целом на зрительское восприятие влияет. Смотришь, чтоб доебаться, а не похвалить.

немой (2018) кадр из фильма 1

Люди, которые решили захейтить «Немого» пишут одно и то же — у Нетфликс все хуево, Нетфликс то, Нетфликс это. Почему-то все забывают один простой факт — Нетфликс (и подобные ему сервисы) через некоторое время может стать ЕДИНСТВЕННЫМ оплотом авторского жанрового кино. Чем чаще фильмы вроде «Черной Пантеры» забирают кассу, а оригинальные не добирают, тем реже последние будут запускаться в производство. «Немой» — это редчайший зверь на данный момент. Это фантастика с рейтингом R, не имеющий за собой основу в виде «культового оригинала». Не сиквел, не ремейк, не экранизация. Уже только один этот факт просто ОБЯЗАН смягчать любую лопату дерьма, которая выливается со ртов и клавиатур озлобленных рецензентов.

немой (2018) кадр из фильма 2

Я смотрел фильм до того, как ознакомился со шквалом негатива. Знал лишь, что на томатах рейтинги были ниже, чем у самого уебищного ДиСи-высера. Но томаты давно превратились в рекламную площадку Диснея, потому считаю, что только человек незнакомый с индустрией и не читающий рецензии западные до сих пор воспринимает местные проценты как показатель качества картины. Спойлер: не надо так.

немой (2018) кадр из фильма 9

 

О фильме

Либо у меня заниженные требования к любому фантастическому фильму, либо «Немой» и правда хороший. Нуарная и жестокая история об отсутствии коннекта между людьми. Мрачное и живое кино. Главная проблема картины — это отсутствие целостности в визуальном смысле и повествовательном ключе. Ощущение, будто ты смотришь два разных фильма, не покидает до самого финала. Уверен, что режиссер это сделал нарочно. Нам показаны два главных героя, которых можно расценивать одинаково — и протагонистом, и антагонистом — зависит лишь от того, кому зритель импонирует сильнее. Однако, попытка поделить историю на два лагеря тотально проёбана, потому что Дункан Джонс (режиссер) при всех попытках очеловечить Кактуса (усач Пол Рад) все равно смещает акценты в сторону Лео (немой бармен). И, положа руку на сердце, стилистически арка Скаарсгарда так же выигрывает баллы у зрителей, так как ему в большей степени «отдали» ночь, хайтек и неон. Персонаж Рада забрал же большинство «светлых» сцен, плюс в его «локациях» почему-то всегда по минимума хайтека. Наверное, Дункан Джонс пытался так подчеркнуть характер персонажа, который рвется домой и хочет покинуть этот киберпанковый город, стараясь держаться более классических интерьеров…. но вышло как-то через чур контрастно. И это самый жирный минус «Немого».

немой (2018) кадр из фильма 3

Самый жирный плюс — это актеры и персонажи. Кастинг немыслимо крут — лицедеев набрали чрезмерно харизматичных. Диалоги персонажа Рада — ядерные as fuck.

По факту, весь фильм держится за счет героев. Возможно, это не самые интересные характеры последнего времени, но картонными их назвать язык не повернется. Постоянная константа крепкого фильма — ты видишь персонажей, а не актеров.

Чем больше мы проводим время с местными отморозками, тем меньше возникает вопросов по поводу их мотивации. Слишком странная дружба между усатым и хирургом по началу вызывает больше вопросов, чем ответов, но ближе к финалу химия между ними становится осязаемой и задаваться вопросами о нестандартности их общения ты перестаешь до самого финала.

немой (2018) кадр из фильма 6

Лео (немой) — вообще вопросов не вызывает. Скаарсгард все своими глазами говорит еще в самом начале и вопросов к его мотивации просто возникать не должны. Подводя жирную черту по персонажам, хочется просто респектнуть Дункану Джонсу за нетривиальный подход к своей истории. Главный герой не произносит ни слова и, в отличии от «Формы Воды», у него нет субтитров и персонажей-друзей, озвучивающих его мысли зрителям. Второй главный герой — абсолютная мразь со смешными усищами, у которого благородная цель в виде заботы о дочери, но совершенно уебищные методы решать дела. Роль второго плана ушла извращенцу и больной ублюдку, которого так охуительно отыграл Джастин Теру. Про гее-подобного Роберта «Нейтана из Мисфитс» Шиэна и фрик-камео Доминика «Чарли из Лост» Монэхана я умолчу.

немой (2018) кадр из фильма 5

Лично я в подобном подходе к выбору персонажей и мрачной тональности всей истории высмотрел корейский подход к триллеру. Ясное дело, что Дункану Джонсу далеко до мастеров мрачных историей из Южной Кореи, но даже попытка сделать фильм с нетривиальными персонажами мне уже делает приятно как зрителю.

немой (2018) кадр из фильма 4

Картинка у фильма достаточно обыденная и почти сериальная (что в 2018 уже не значит ничего плохого). Это один из немногих пунктов, за который критиканы пинают «Немого», но у меня с этим как-то нет больших проблем. Проект еще полтора года назад позиционировался как ТВ-фильм для Нетфликса, потому я ждал больше игру в сеттинг и сюжет, нежели в уровень визуала. Возможно, это и есть причина того, что я получил кайф при просмотре. В местный мир я верил, некоторые детали меня приводили в восторг (особенно ебущиеся роботы с дилдаками наперевес), а мрачнуха и нестандартный набор персонаж — это мое все.

немой (2018) кадр из фильма 7

Главным же плюсом картины все называют музыку Клинта Манселла, который уже писал в 2009 году для Дункана Джонса саундтрек к «Луне 2112». В начале на заставке компании режиссера даже мотив оттуда играет. Не сказал бы, что разделяю всеобщий восторг, но то, что саунд охуительный — факт. Пару раз даже в душу ебануло, а инструментальный кавер на Нирвану ближе к финалу — май млэже.

немой (2018) кадр из фильма 8

Подытожив скажу, что «Немой» — это мрачный и харизматичный фильм, который можно полюбить за небанальных персонажей и подход к истории. Однако, фильм так же легко не взлюбить за медлительность, прыжки по стилю и ритму и за странные сцены взаимоотношений дуэта Рад-Теру.

То количество хейта, которое обрушилось на фильм — для меня почти загадка. Если вы умеете искать в  кино лучшее — в «Немом» вы найдете дохуя того, что вас порадует. Ну и народная банальная мудрость — критиков и задротов слушай, а свое мнение и личное восприятие — единственно важная мера измерения.

 

Про отсылки к «Луне 2112»

Не читать и не смотреть тем, кто еще не видел фильм 2009 года.

Глупо не отметить, но какой же кайф я испытал, когда по всему фильму Джонс разбросал отсылки к своей лучшей работе. Сначала кадр из суда с кучей Сэмов Рокуэллов, а потом постоянные появления на задних фонах плакаты «FREE THE 156». В итоге я насчитал три теле-эфира про «скандал с клонами», несколько плакатов и одну заправку с логотипом LUNAR INDUSTRIES. Кайф. Уверен, пасхалок там больше.

немой (2018) кадр из фильма 10

Жаль, но благодаря «рыцарям острого слова», загнобивших фильм, мы вряд ли увидим третью картину от Джонса в этой киновселенной (если верить интервью, он бы не против был ее сделать). Так и живем. Супергеройские франшизы без души гладят по головке, а авторским проектам не дают никаких поблажек. O tempora, o mores!

СХОЖИЕ СТАТЬИ

Теги