ГлавнаяО КИНОКиноБазарКак Каскадеры Перевернули Жанр Экшен-Фильмов?

Почему режиссер «Extraction» снял такой крутой фильм и как два постановщика трюков поменяли правила игры?

Нетфликс выпустили на неделе новый фильм, который спродюсировал Джо Руссо (он же написал сценарий), а картину срежиссировал Сэм Харгрэйв. Этих двоих связывают многолетние рабочие отношения — Руссо в ответе за большую часть фильмов Марвел, а Харгрэйв — за боевую хореографию и трюки.

Сэм Харгрэйв в «Extraction»

Но откуда взялся этот Сэм Харгрэйв и почему он так выебал жанр боевиков уже на дебютной картине? Ну, дело обстоит так. Однажды Чад Стахелски и Дэвид Литч (каскадеры, постановщики трюков и боевой хореографии) решили стать режиссерами и привнести в жанр боевика некоторые новшества и модернизировать классические приемы постановки трюков (золотая эпоха Джеки Чана). Вместе они поставили «Джона Уика» (2014) — фильм, который использует сюжетную концепцию картин категории Б из 80-90х, но ломая одну важную деталь — реалистичный подход к перестрелкам. Одно лишь слово меняет все восприятие жанра — ПЕРЕЗАРЯДКА. Оттуда уже растут уши у всего остального. Плюс, еще одна важная деталь — актер сам должен исполнять девяноста процентов боевой хореографии. Стрельба, поединки, погони. Чтобы все сработало — взяли на борт Киану Ривза и отработали схему на все сто. Итог — Голливуд ахуел, жанр боевика встряхнули как следует.

Дэвид Литч и Чад Стахелски

Одновременно с «Джоном Уиком» выходит «Капитан Америка 2: Зимний Солдат», который до сих пор фанаты франшизы признают чуть ли не лучшим во всей серии. Одна из значимых деталей — боевая хореография. Она была слишком брутальной и зубодробительной для марвеловской вселенной, от чего у всех попадала челюсть. Смотря на видео с репетиций, понимаешь, что фильм мог бы быть еще лучше, если бы не режиссеры (братья Руссо), которые всрали половину красоты тряской камеры и эпилептичным монтажом. Однако, даже неумение режиссеров в экшен не помешало всем оценить по достоинству крутую боевку «Зимнего Солдата». Отвечал за нее, угадайте кто — Сэм Харгрэйв.

Сэм Харгрэйв и Крис Эванс на съемках «Зимнего Солдата»

Мужик продолжал ставить бои для Марвеловской серии — «Капитан Америка 3: Гражданская Война» так же была убита дерганной камерой и монтажом, но в «Тор: Рагнарек» уже дела обстояли в разы лучше (конечно, ведь Русссо были не у руля). За тем вторым юнитом Харгрэйв отвечал за экшен в «Войне Бесконечности» и в «Финале» (однодублевая драка в Токио очень сильно палит почерк Харгрэйва, как покажет «Extraction»).

Харгрэйв и Эванс на съемках «Мстители: Финал»

В перерывах между ряженными супергероями Сэм Харгрэйв так же украсил мир боевиков великолепной хореографией в «Расплате» (2016) с Беном Аффлеком (охуительный фильм, не смейте пропустить). В это время Чад Стахелски выпускает «Джон Уик 2», а Дэвид Литч уходит в сольное плавание и ставит «Атомную Блонду«… в которой Харгрэйв был в ответе за каждую из драк. Да, ребята. Та самая десятиминутная пиздиловка, переходящая в погоню по улицам Берлина, снятая в реальном времени — это заслуга Харгрэйва.

Сэм Харгрэйв разбирает одну из экшен-сцен «Атомной Блонды»

Никто и подумать не мог, что по накалу и качеству ту сцену из «Блонды» можно легко переплюнуть, а чувак просто взял и ебанул в «Extraction» 12-минутную сцену, которую просто НЕВОЗМОЖНО ОПИСАТЬ. Погони на тачках, прыжки по крышам, стеллс-экшен, коридорные драки, хэдшоты, ножевая дуэль, погоня на грузовике… Двенадцать минут беспрерывного действа снятого в реальном времени. К слову, именно Харгрэйв снял лично большинство сцен, разъезжая на капоте машины, ныряя в салон тачки, прыгая по крышам и падая вниз вместе с актерами. Сразу видно — человек занимается любимым делом и пиздец как кайфует от процесса. В какой-то степени он даже превосходит Стахелски и Литча, потому что помимо постановки боев и режиссуры берет на себя роль каскадера/оператора.

Плюс, кино-язык Харггрэйва отличается от авторов «Джона Уика» работой с камерой. И тут мы вспоминаем про еще одного геймченджера — Гарета Эванса — автора«Рэйда», который встряхнул мир боевиков за несколько лет до первого «Джона Уика» и укрепил позиции с выходом «Рэйд 2».

Гарет Эванс и Ико Уайс на съемках «Рэйд 2»

В отличии от Стахелски и Литча — Гарет Эванс снимая бои, делает оператора еще одним участником хореографии. Камера — часть картинки. С ее помощью Эванс усиливает удары соперников, а так же передает информацию о том, кто доминирует в схватке. Часто камера «провожает» направление удара и возвращается на исходную позицию, как бы подчеркивая кинетическую силу удара, что очень хорошо работает на подсознание зрителя и физическое ощущение от происходящего. Таким способ вы понимаете ударную мощь, если того требует момент.

Тест драки из «Зимнего Солдата». Харгрэйв слева

Если смотреть на репетиции хореографии Харгрэйва для «Зимнего Солдата», можно заметить, что он использует ту же технику. К сожалению, в финальный монтаж фильма это почти не попадает, но это уже проблема братьев Руссо. Больше свободы и работы с камерой можно увидеть все в той же «Атомной Блонде» и «Дэдпуле 2», режиссером которых является Дэвид Литч. В своем дебютном проекте Харгрэйв уже разошелся на всю катушку и работа с камерой иногда можно сопоставить с методами Гарета Эванса, что превращает «Extraction» в плане экшена в полноценную смесь «Джона Уика» и «Рэйд 2».

Напоследок предлагаю посмотреть разбор первой драки в фильме, в котором режиссер делится инсайтами и раскрывает несколько забавных фактов — например про куклу со съемок «Джона Уика».

Возвращаясь все к тем же братьям Руссо — стоит отдать им должное. Они так полюбили работать с Харгрэйвом, что один из них спродюсировал фильм и, вероятно, был ключевой фигурой в старте проекта (все-таки за плечами самые кассовые фильмы десятилетия, вес имеется у человека). Учитывая то, с каким рвением снимался «Extraction» (видео со съемок тому доказательство) — не удивительно, что в его талант смогли поверить и помогли поставить свой собственный фильм. Теперь крайне важно понять — как скоро выйдет новая работа Харгрэйва-режиссера и насколько масштабным получится проект. Скрестили пальцы.

СХОЖИЕ СТАТЬИ

Теги