Raw / Сырое (2016)

Очень хочется, чтобы текст был полезен даже тем, кто не собирается смотреть фильм, но хочет что-то новое добавить в копилочку киноманских познаний. В этом ревью я расскажу о том, почему «Сырое» стоит смотреть бывалым зрителям и поведаю о том, каким образом можно заставить смотрящего по максималке сопереживать герою. Заодно и про хитрые приемы поведаю, которыми режиссеры не стесняются пользоваться для погружения в свой фильм.

Разговоры про то, что «Сырое» это фильм по принятии себя и о прочем драматическим дерьме я оставлю кино-критикам. Мы же будем говорить про то, чем картина всех зацепила — про физиологический пиздец. 

 

Немного про европейцев

Фильм из разряда «смотреть только подготовленным». Само по себе европейское авторское кино — это уже испытание. Триллер — уровнем посложнее. Но если это еще и французский драма-хоррор, то вообще пиздец придет неподготовленному зрителю.

Европейские триллеры варятся в таком лютом реализме, что порой переходят все границы. В этом плане они способны задеть зрительские эмоции в разы сильнее своих американских коллег, потому что совершенно не церемонятся с чувствами смотрящих. Грубо говоря, «стоп слов» для местного кино попросту не существует. Потому многие бывалые киноманы рано или поздно переходят на поле европейцев и не всегда возвращаются оттуда невердимыми, ибо это уже «наркотики потяжелее».

 

Про фильм

«Сырое» яркий пример драматического и беспощадного французского хоррора. Начинается совершенно обыденно, ювелирно погружая зрителя в историю. Можно сказать, что две трети ничего особо «зрелищного» происходить не будет. Бóльшую часть фильма вас просто будут знакомить с главной героиней и её «бытовухой», чтобы в момент точки невозврата (когда вы будете полноценно вовлечены) вас огрели нахуй чугунной сковородкой по голове! В этом плане «Сырое» как бутылка текилы — распиваете, распиваете, а потом хуякс и вы бухой. Хуякс и вы заблевываете сортир. Ближе к финалу событий и поступаемой информации станет так много, что на сцене перед титрами уже хочется вопить «пожалуйста прекратите!». Честное слово, последние две минуты — золото, к которому абсолютно не было никаких подводок, но это так жирно ставит точку во всей истории, что хочется аплодировать.

Если развешивать ярлыки, то «Сырое» — это вегетарианский хоррор. Даже мне, человеку жрущего мясо, на некоторых сценах было ОЧЕНЬ тяжело смотреть на происходящее. Это вообще первый на моей памяти фильм (за последние пару лет), когда некоторые сцены я тупо проматывал, лишь бы они закончились поскорее. Проматывал и прикрикивал в экран «да понял я, понял, можно уже это прекратить?!» Особенно на сцене депиляции. Ох уж этот европейский гиперреализм.

 

Запрещенный прием «body horror»

Black Swan / Черный Лебедь (2010). Режиссер Дарен Аранофски

Однако, хочется обвинить «Сырое» в нечестной игре. Есть такой прием в кино, называется body horror — это когда в фильме сочетается психологическое и физиологическое насилие над зрителем. Обычно его используют для усиления драматического эффекта и для того, чтобы смотрящий смог еще сильнее проникнуться историей.

Один из самых знаменитых примеров такого подхода — «Муха» Дэвида Кроненберга. В моменты когда у главного героя отпадали зубы — зрители, сами того не понимая, попадали под влияние сюжета, потому что на раз-два идентифицировали себя с героем. Еще более яркий пример — «Черный Лебедь». Все помнят сцену с заусенцем на пальце? Это такой же хитрый прием, которым Аранофски вбрасывал зрителя в историю, так как во время этой короткой сценки большинство людей испытывают лютый дискомфорт, отождествляя себя с персонажем. Если вы страдаете вместе с героем — считайте, что вы уже на крючке режиссера.

Fly / Муха (1986). Режиссер Дэвид Кроненберг

Подобное проворачивают весьма часто, особенно это работает в фильмах, где протагонисту не повезло столкнуться с физическими метаморфозами. Обратите отныне на это внимание: самый распространенный прием — отрывание ногтей или поиск на себе инородной хуйни перед зеркалом. Знаете почему это работает? Потому, что нам очень легко представить себя на месте персонажа. У многих из нас хоть раз да отрывались ногти или, как минимум, выпадали (молочные) зубы. Все мы дергаем заусенцы с пальца, расчесываем раздражение до крови или отрываем корочки со свежих ран. Бытовуха, как она есть. Когда мы видим такое «знакомое» в фильме — нам проще запрыгнуть на крючок под названием «сопереживание».

Disctrict 9 / Район № 9 (2009). Режиссер Нил Бломкамп

«Район №9» — идеальный пример по сопереживанию главному герою. На сцене, когда Викус пытается топором отрубить себе клешню больно становится всем: и ему, и зрителю.

Однако, не все так просто. Подобный чит не будет работать, если до этого момента не заставить зрителя поверить в реальность персонажа. Именно потому подобное ни в коем случае нельзя применять в самом начале — нам попросту будет поебать, ведь мы не знаем о «жертве физического недуга» ничего, чтобы понять — что он чувствует в этот момент. Именно потому «боди хоррор» — это и физиологический прием, и психологический.

 

Итог

«Сырое» пользуется этими приемами с самого начала и вплоть до финала. Это практически научное пособие по использованию «боди хоррора», а не фильм. Сцены с ночной чесоткой, наверное, одни из самых жутких и волнительных моментов, что я видел в кино за последние несколько лет. Если капнуть поглубже, то «боди хоррор» работает на фильм в обе стороны — и в развлекательном и в качестве инструмента для раскрытия истории. Как сказал мой близкий товарищ: «Сырое» при всей своей пиздецовости раскрывает проблемы взросления гораздо охуеннее и доступнее, чем какой-нибудь банальный и перехваленный «Леди Берд».

И с его словами трудно не согласиться.

Не могу сказать, что я бы всем подряд посоветовал смотреть этот фильм. Я даже сам не уверен, хочу ли я его пересматривать. В целях повторного и глубокого анализа — безусловно, но вот окунуться в эту жуткую и мерзкую вегетерианскую Преисподню добровольно — я бы точно не стал. Однако, я настоятельно рекомендую просмотр тем, кто хочет ощутить острые эмоции во время просмотра кино. Людям, которым уже так приелись однообразные картины, что хочется «потяжелее», но они не знают, где  искать. Вот же, ребят, кусочек «Сырого» очень быстро приведет вас в состояние трезвости, гарантирую. Только меня не обвиняйте, если организм потом будет требовать мясца посочнее.

 

СХОЖИЕ СТАТЬИ

Теги