Stargate / Звездные Врата (1994)

Текст от 4 марта 2017 года

Продолжаю колесить по Королевству Ностальгия. Как сейчас помню — в детстве эффект трансформации шлемов вызывал какой-то неподдельный восторг. Это сейчас мы блюём от очередных «Трансформеров 4», а 20 лет назад подобное дерьмо казалось визуальным откровением.

Конечно, сейчас фильм не выдерживает критики. Персонажи картонные, диалоги посредственные, шутки не смешные, сюжет условный. Однако, чего не отнять — это сама атмосфера энтузиазма блокбастеров девяностых. Когда графика уже развилась, но была дороже ручной работы, потому использовалась в крайних случаях и тратили месяцы ради пары секунд.

Монструозных размеров декорации, ювелирный реквизит (саркофаги, шлемы, врата и т.д.) и, конечно, аниматроника… Ясное дело, что ничего этого не исчезло из кино, но сейчас подобный подход скорее принимается за смелое решение и дань уважения старым методам, тогда как 20 лет назад все это было единственно возможным вариантом. Потому большая часть блокбастеров того времени больше похожи на «проекты мечты» режиссеров, нежели на обычный холодный расчет в духе «делаем дорого-красиво по рабочей схеме = поднимаем бабла».

Смотря «Звездные Врата», я осознал одну вещь — мы сейчас совершенно не слышим САУНДТРЕК, каким он был раньше. Не знаю, как это описать, но складывается ощущение, что оркестровые замесы фильмов прошлого столетия можно было потрогать. Почти к каждому блокбастеру писалась музыка, способная залезть под кожу и навсегда оставить там свой след. Саунд к «Звездным вратам» — яркий пример. Основная или «злодейская» темы на подсознательном уровне остались родными на всю жизнь.

Словно ты слушаешь музыку к «Парку Юрского Периода», «Звездным Войнам» или «Индиане Джонсу». Я стараюсь поменьше ныть на тему «раньше трава была зеленее», но факт того, что музыка к нынешним блокбастерам выветривается из памяти — ни для кого не секрет. Надеюсь, рано или поздно произойдет некое возрождение, ибо масштабы фильмов растут. На простом примере — «Мстителям» понадобилось около десяти фильмов, чтобы появилась Та-Самая-Заглавная-Тема, по первым нотам которой сразу всплывают в голове Тони Старки и Капитаны Америки. Раньше так было почти с каждым крупным проектом.

Касаемо самого фильма. Отдельно выделю Курта Рассела — чистая маскулинность девяностых. Даже скучаешь за такими героями иногда. Тотальный BAD-ASS, с улыбкой встречающий даже самых страшных противников. Поток саркастических высказываний. Бесстрашие и глупая вера в свои силы. Персонаж, который иногда раздражает, чтобы под конец стать любимчиком из-за хороших качеств, которые всячески скрываются в первой половине фильма. С классической идиотской срижкой наперевес и ненужным сюжетом про сына. Эх, эти голливудские девяностые. Скучаю по вам.

«Звездные врата» сейчас — это тотальная ностальгия и пробуждение внутреннего ребенка. Тема Египта, которая тревожила почти каждого нормального пацана в детстве. Охуенные трансформирующиеся шлемы Анубиса и Гора. Пирамидо-корабль. Лифт-телепорт, состоящий из колец. Палки-стрелялки. Женоподобный злодей в роскошных нарядах. Дети с бритыми висками. Идиотское пародирование курицы (делает он, стыдно мне). Огромный мутанто-верблюд со слюнявым языком и любовью к шоколадкам. Восстание рабов с замашками на масштабы «Лоуренса Аравийского». Ролланд Эммерих в золотые годы между «Универсальным Солдатом» (1992) и «Днем Независимости» (1996). Как не любить подобные флэшбеки, возвращающие взрослого пацана на два часа в детство?

СХОЖИЕ СТАТЬИ

Теги