The Great Gatsby / Великий Гэтсби (2013)

Один из самых волнительных фильмов в моей жизни. Меня не интересует волна негатива, с которой столкнулась картина просто потому, что — зачем осуждать тех, кому не нравится «Гэтсби»? Это же несчастные люди, лишившиеся таких мощных эмоций, которые испытывают фанаты картины. Можно лишь посочувствовать, что они не разглядели ничего за зеленым огоньком в конце причала.
Я не пересматривал его несколько лет. Я забыл большинство сцен. Все что я помнил — это вселенская грусть на титрах, прекрасный визуал, ненависть к Дэйзи и потрясающий саундтрек.

У меня очень странные отношения с «Гэтсби». Просто не могу его ругать. Отношу фильм к какому-то лику «святого кино», которое стоит за гранью критики и предназначено лишь для ЛЮБВИ (та же история с «Отель Гранд Будапешт»). Каждая секунда фильма — это праздник для глаз. На сценах вечеринки просто захлебывался от эмоций и завидовал съемочной группе, приложивших руку к ЭТОМУ.
Бесконечный мотив «Young and Beautiful» Ланы Дел Рей, который всеми способами звучит на протяжении фильма, просто расщепляет на атомы. Единственный раз, когда на моей памяти заглавная тема так пропитывала картину — «My Heart Will Go On» Селин Дион из Сами-Знаете-Откуда. Леонардушке везет с музыкальными темами его фильмов.

Когда играет «Together» от The xx — хочется просто утонуть в слезах собственных мурашек. Кавер на «Crazy in Love», «Love is Blindness», абсолютно внезапные (и так критикуемые) хиты Fergie, will.i.am, Jay Z и других — все это просто идеально вплетено и выглядит УМЕСТНО. Музыкальная смелость Лурмана до сих пор вызывает уважение. Сцены вечеринок обессмертили половину этих треков. Под музыку же в сцене у бассейна в конце фильма — просто хочется забиться в угол и рыдать от боли. И этот звук зеленого огонька…

Сюжет в целом всегда меня растворял в себе. Все эти микро-моменты со стесняющимся Гэтсби, вся эта тема про прошлое, про влюбленность в самую идею любви — все это такое ЖИВОЕ на фоне местного сюрреализма… С каждым пересмотром пересматриваешь историю с какого-то нового угла взора. Если раньше ненависть к Дэйзи зарождалась с первых кадров ее сомнений, то теперь лишь финал превращает ее в мразь, которую ненавидишь всем сердцем.

У фильма был снят альтернативный финал (ссылка с комментариями режиссера), где Ник встречает Бьюкенена, покупающего своей новой любовнице жемчужное ожерелье. Становится на душе хорошо от мысли, что эта сука Дэйзи всю жизнь будет страдать от изменщика мужа и жалеть о проебанной возможности с Джеем. Даже не стыдно за такое злорадство.

 

Однако, только в свой последний пересмотр открытыми глазами посмотрел и на самого Гэтсби. Все эти годы слепо игнорировал тот факт, что схлопнутая вагина Дэйзи по большей части его вина. Не торопи он так события, не прыгай он так в пучину «мне нужно все сразу» — возможно, и финал у истории был бы другой. Гэтсби оказался просто дурачком, который на фразе «я любила его и тебя тоже любила» полностью сломался — в его идеализированном мире чистой любви нет понимания того, что жизнь штука сложная, а человек и правда может любить одновременно нескольких людей. В этой сцене и Дэйзи раскрывается с новой стороны, когда Бьюкенен начинает давить на светлые воспоминания их супружеской жизни.

Конечно, я буду хейтить эту суку до конца жизни, но что-то мне подсказывает, что чем старше становишься (набираясь опыта своего и своих близких) — тем неоднозначнее становится фильм. Как бы претенциозно ни звучали эти рассуждения, но при всем своем лоске — «Гэтсби» действительно рассказывает очень живую историю, застрагивая сложность человеческих отношений. И только в самый последний пересмотр я проникся именно Ником (Тоби Макгуайер), который выступает не сколь рассказчиком, столь единственным осознанным героем, благодаря которому мы и можем увидеть неадекватность персонажа ДиКаприо и тяжелую ношу Дэйзи.

Испытываешь чувство счастья весь фильм, а когда начинаются титры под «Together» — так и сидишь, боясь пошевелиться и пустота пронизывает до костей. Один из самых красивых, чувственных и музыкальных фильмов, что мне доводилось любить. В моем личном списке не так много картин, которые опустошают при каждом пересмотре, что ходишь потом несколько дней припизднутый. Вот она — сила кино. Вот она — сила любви.

СХОЖИЕ СТАТЬИ

Теги