The Yellow Birds / Желтые Птицы (2017)

Тот редкий случай, когда обратил внимание на фильм благодаря рекомендации товарища. Даже и не слышал про этот проект, а продать мне оказалось его проще простого. В основу картины легла одноименный роман, который на Западе считают чуть ли не лучшим об Ираке и одной из лучших книг про войну вообще. Увы, на русском ее нет.

Скажу сразу, что фильм получился в разы мягче первоисточника, но лишь из-за разницы в повествовании (это я даже сейчас, не дочитав книгу, понимаю). В первоисточнике история ведется от первого лица, потому охватить весь пиздец в голове главного героя не составляет труда, тогда как в фильме приходится лишь догадываться по глазам героев о степени их отчаяния.

Про Ирак снято много картин.  Есть охуенные «Морпехи» (2005), в которых даже не нашлось место войне. Гениальный «Поколение убийц» (сериал HBO 2008 года), который показал все слишком натуралистично. Есть супер напряженный «Повелитель Бури» (2008) с Соколиным Глазом. «Снайпер» (2014) Клинта Иствуда с крутым Брэдли Купером и резиновым младенцем. Про возвращение молодых ребят домой вышло аж два фильма подряд за последние два года: «Долгий путь Билли Линна в перерыве футбольного матча» (2016) Энга Ли и «Спасибо за вашу службу» (2017) с Майлзом Теллером. И это лишь из того, что сразу на ум приходит.

«Желтые Птицы» пошел от обратного. Из истории полностью убран масштаб, все сосредоточенно на конкретной ситуации, которую рассказывают нелинейным повествованием. Уже с самого начала закадровый голос расскажет нам, кто из героев не вернется домой. Обычно в таких фильмах история держится на огромном количестве второстепенных персонажей и сюжетных линий, а в этот раз героев сократили до пяти: два новобранца, сержант и две матери.

История настолько камерная и обрывочная, что даже как-то тяжело причислить картину к ярлыку «типичный фильм о войне в Ираке». Очень ситуационное кино вышло. Не сказать, что оно про постравматический шок, хотя на нем и держится огромный пласт истории. Не сказать, что кино про дружбу, хотя в центре сюжета два «брата по оружию». Фильм и не про саму войну, хоть она и занимает половину хронометража. Наверное, самое лучшее описание звучало бы так: «Желтые Птицы» — это история о тяжелых решениях.

Жаль, что фильму не хватило бюджета, потому что это тот самый случай, когда такой личной истории не хватает масштаба на фоне, чтобы подчеркнуть важность этой самой истории. Не успеваешь проникнуться персонажами настолько, чтобы пустить слезу на финале, хотя охуеть от мрачности неискушенный зритель все же сумеет. Нашим мамам этот фильм и вовсе без труда сердечко разобьет на пару вечеров (это на тот случай, если вы, как и я, родителей не жалеете при кино-рекомендациях).

Но знаете, что вытаскивает фильм? Актерская игра. Слухи про то, что Олдену Эренрайку нанимали учителя по актерской игре на съемках «Хана Соло» могут смело идти на хуй. Парень даже не теряется на фоне своих более опытных коллег, а там есть кому фильм красть, уж поверьте. Тот же Тэй Шеридан еще в 2012 году уверенно делил экран с Макконахи в «Mud», будучи мелким пиздюком. Джек Хьюстон в роли сержанта, который запросто прожигает экран своей харизмой. Но погодите, там еще сверх-мощная Тони Коллет, которая в недавней «Реинкарнации» завоевала звание королевы мира, плюс Дженнифер Энистон не просто какая-то тетенька красивая. Одним словом — конкурировать на экране с такими актерами удастся далеко не каждому, но Эренрайк чувствует себя уверенно.

Если и смотреть «Желтые Птицы», то ради актерских перфомансов, сеттинга и истории, которая за пятнадцать минут до конца становится мрачной as fuck, словно внезапно набежавшие тучи с громом на пляжном отдыхе. Ко всему прочему, чтобы усилить эффект от финала — автор берет и врубает Радиохэд; в этот момент ты осознаешь, какой грустный фильм ты только что посмотрел и легкое чувство пустоты с примесью гнилухи потом на душе носишь весь оставшийся день. Если любите такие издевательства над собой — смело смотреть.

 

СХОЖИЕ СТАТЬИ

Теги