ГлавнаяГорячие СпискиТОП 10 ФИЛЬМОВ: КОГДА МУЗЫКА ЛУЧШЕ КАРТИНЫ

ТОП 10: КОГДА МУЗЫКА ЛУЧШЕ ФИЛЬМА

В честь дня рождения Ханса Циммера выпускаю текст для тех, кто считает любовь к саундтрекам неотъемлемой частью своего личного киноманства. Постарался перемешать список из очевидных и очень неожиданных тайтлов, чтобы читать было интересно как прожженым задротам, так и начинающим кино-меломанам.

Так, каков же критерий? Все просто — иногда при просмотре того или иного фильма (не важно, хороший он или плохой) возникает мысль «какой охуенный здесь саундтрек». Однако, бывают случаи, что при просмотре единственное, что хочется похвалить — это музыка. Позиция «этот фильм не заслуживает этот саундтрек» будет стоять в основе этого ТОП-10, однако вылезут и несколько тайтлов, когда «композитор спас это дерьмо». И пусть все колхозники, ожидающие здесь «Отряд Самоубийц» и «Мортал Комбат 2» успокоятся, ибо не попадут они в эту десятку по двум причинам. Первая — мы рассматриваем именно композиторский инструментал (нормальным языком — «score»), а не солянку из радио-хитов. Второе — их все равно ничего не смогло бы спасти. И так. Поехали.

1. Ink / Инк (2009)

Фильм, из-за которого родилась идея подобного списка еще много лет назад. «Инк» представляют собой низкобюджетное любительское фэнтези про сны, снятую человеком-оркестром Джамином Винансом. Сам написал, сам спродюсировал, сам срежиссировал и написал саундтрек. И если картинка, спецэффекты и актерская игра оставляют желать лучшего (выглядит это примерно на уровне студенческих дипломок), то вот про музыку подобное хрен вякнешь. Саундтрек получился НАСТОЛЬКО потрясающим, что ушел в народ отдельно от фильма: композиция The City Surf вообще превратилась в заглавную тему охуительнейшего «The Grey» (Схватка, 2011) с Лиамом Нисоном, подарив картине какую-то неслыханную душевность и глубину.

Саундтрек «Инк» входит в список самых любимейших, которые со мной всегда и везде. Плюс — это единственная пластинка, под которую я могу спать.

Послушать весь альбом можно тут на Яндекс.Музыке и в iTunes

2. Transformers: Age of Extinction / Трансформеры 4: Эпоха Истребления (2014)

Саундтрек к франшизе «Трансформеры» — Это вообще отдельная тема для разговора. В первой части музыка гениально-шедеврально-охуенная. Что композиторский score, что плейлист. Но там и фильм был хороший, потому картинка с музыкой жили душа в душу. Вторая часть же сама по себе прыжок на дно. Музыка особо положение не спасала. Видимо, Стив Яблонски (композитор), понимая куда все катится, решил спасать положение, выдав охуенную работу в «Темной Стороне Луны» и «Эпохе Истребления».

Тот самый случай, когда фильм не достоин музыки, которую к нему написали. Особенно становится обидно, когда осознаешь, что Яблонски написал один из лучших score во франшизе, несмотря на то, что «Эпоха Истребления» — дорогущий кусок говна.

Саундтрек вышел настолько ядерным, душевным и запоминающимся, что хочется писать о каждой композиции отдельно. Особенно сильно выделяется эта работа Яблонски на фоне предыдущих картин по той причине, что за основу был взят боевой мотив песни «Battle Cry» от коллектива Imagine Dragons, сменивших ветеранов серии — Linkin Park (им принадлежали заглавные темы трех предыдущих частей «Трансформеров»).

Лично у меня особая связь с этим саундтреком, потому что композиция Leave Planet Earth Alone легла в основу моего 2014 MOVIE TRIBUTE — ролика, давшего старт ежегодной традиции подведения кино-итогов посредством монтажа. 

Прикреплю лишь три любимых композиции с пластинки, хотя из тридцати имеющихся у меня их наберется не меньше половины, которые готов гонять на фоне снова и снова. Как заявил мой близкий друг, работающий фитнес-тренером — он это дерьмо гонял на тренировках годами.

Весь саундтрек можете прослушать тут Вконтакте

3. My Life Directed by NWR (2014)

Так уж получилось, что музыку к любительской документалке жены Николаса Виндинг Рефна написал вечный композитор датского режиссера — Клифф Мартинез. Почти весь плейлист — это старые наработки и доведенные до ума дэмки музыканта. Например, Fireworks Went Off — это досведенная Never Gonna Get This P***y из «Spring Breakers» (Отвязные Каникулы, 2013), а некоторые композиции будто невошедшие в финальный монтаж «Соляриса» (2001). Оно и понятно — музыкант, получивший приз в Каннах за саундтек к «Неоновому Демону», имеет право тратить силы только на те проекты, за которые либо хорошо платят, либо будут заметны в мировой индустрии. Документалку про съемки «Только Бог Простит» явно смотреть станут только откровенно отбитые фанаты режиссера (коих не так уж и много на мировой сцене).

Однако, ирония в том, что музыка к «My life directed by NWR» — это сердце фильма. Саундтрек получился настолько полноценным, самобытным и проникновенным, что в какой-то момент хочется сказать спасибо жене Рефна за создание этой картины, ведь благодаря ей — у мира теперь есть этот невероятно вдохновляющий и умиротворяющий музыкальный альбом. Конечно, я пиздец утрирую, но являясь фанатом Мартинеза хочу заявить, что при всей любви к его трудам — саундтрек «My life directed by NWR» — одна из его самых лучших работ. Возможно, так вышло благодаря тому, что перед композитором не стояли рамки художественного кино, а имелся полный картбланш на самовыражение.

На сайте ШишКИНО имеется очень интимное ревью на фильм, где я еще более подробно говорю про саундтрек. Почитать можно тут.

Весь альбом можно прослушать в Яндекс.Музыка и в iTunes

4. The Divide / Разделитель (2011)

Это вообще пиздец, какой особый случай. Тот самый момент, когда музыка СПАСАЕТ фильм. «Разделитель» можно отнести к особому виду кинематографа — чернуха, после которой хочется помыться. На полном серьезе: фильм настолько мрачный и неприятный, что под конец кажется, будто ты и правда сидишь весь липкий, грязный и вонючий. Мы знаем много таких картин (на сайте есть даже Топ-10 представителей «жанра», с которым можно ознакомиться по этой ссылке), однако, отличается «Разделитель» от собратьев подходом к музыке. Она НАСТОЛЬКО резонирует с происходящим, сколько его же и дополняет.

В фильме, где изнасилования и лазание по дерьму — норма вещей, никак не ожидаешь услышать проникновенное и меланхоличное фортепиано, которое бы грамотно звучало в какой-нибудь исторической костюмированной готической драме, но уж точно не в гнилушном герметичном триллере о пиздеце человеческой природы. Французский композитор Жан Пьер Тайеб выдал какой-то запредельный уровень красоты и драматичности. Как столь сомнительному фильму удалось заполучить такой божественно прекрасный саундтрек — тайна уровня убийства Кеннеди. Прикреплю к записи две главные темы, после которых хочется превратиться в слезинку, которая будет в слоу-мо падать на клавиши рояля, исполняющего композиции из «Разделителя».

Сам же альбом помимо грустных клавиш наполнен как злобным эмбиентом, так и мрачным женским завыванием с эпичным экшеном. Очень насыщенная и кинематографичная пластинка вышла. В каком-то смысле музыка к «Разделителю» могла бы смело появиться на обложке книги «как должен звучать саундтрек к жанровому кино».

Полный альбом можно послушать в Вконтакте и в iTunes.

5. Resident Evil: Afterlife / Обитель зла 4 (2010)

Казалось бы, что скатившееся в самое дно франшиза неспособна чем-то удивить, но именно благодаря музыке хочется выделить четвертую «Обитель Зла» отдельным шрифтом в серии. Понятное дело, что Заглавная тема от Мэрилина Мэнсона из первой части — безупречный шедевр, однако, мы тут говорим про случай, когда фильм недостоин своего саундтрека. Открывающая сцена в дождливом Токио так и вовсе отдельный кусок искусства. За спасение фильма отвечал электронный дуэт tomandandy, которые по иронии судьбы выдали свой лучший перфоманс в кино-портфолио.

Вся прелесть саундтрека не в отдельных композициях, а в дерзком звучании: в наглом использовании ударных, старой-доброй элеткро-гитары и пафосных струнных. По ощущениям, будто ты смотришь очень легкомысленную фантастику из середины девяностых, где после крутой фразы брутального героя могла заиграть боевая музыка, подчеркивающая всю охуенность его фигуры. Пол Андерсен будто, наконец, принял тот факт, что его франшиза — это трэшатина и ударился в тотальную анимешность, подобрав музло в духе «Уличного Бойца 2» (1995) или его собственной «Смертельной Битвы» (1995).

Прослушать целиком можно на Яндекс.Музыка и в iTunes

6. To Old To Die Young / Слишком Стар Чтобы Умереть Молодым (2019)

При всей моей любви к Рефну, единственное к чему не было претензий во время просмотра его многосерийного эпоса — это к музыкальному сопровождению от всего того же Клиффа Мартинеза. Да, местами ощущались самоповторы из «Неонового Демона», но в целом именно композитору принадлежат главные хайлайты сериала. Второй эпизод про мексиканские игры престолов просто невозможно было бы смотреть без добротного техно-врыва от Мартинеза (композиция Until She’s Destroyed, которую нигде не найти кроме Вконтакте). Местами и вовсе ловишь себя на мысли, что пиши музыку кто-то другой, приходилось бы каждый раз заставлять себя смотреть дальше. Это висело в воздухе еще со времен «Неонового Демона», но пора признать: картинка картинкой, ритм ритмом, история историей, но без фирменного аудио-сопровождения Мартинеза — Рефновская атмосфера потеряла бы половину своего очарования. В случае с сериалом — две трети.

Прослушать официальный альбом (куда по каким-то то причинам не вошло все, что звучало в сериале) можно в iTunes

7. Summer of 84 / Лето 84 (2018)

В случае с «Лето 84» — без музыки просмотр был бы абсолютно бесполезен. Условно, даже если сравнивать с «Очень Странными Делами», в котором точно такой же сеттинг, атмосфера и стиль музыки, все равно сериал Нетфликс не сильно бы стал хуже без своих композиторов. Потерял бы очарование? Да. Повлияло бы это на качество в целом? Никак нет. Про «Лето 84» такого сказать просто невозможно — все, кто посмотрели картину поголовно выделяют в первую очередь музыкальную составляющую и чаще сходятся на мнении, что это одна из немногих весомых причин к ознакомлению. Не удивительно — отвечают за синтовую магию безупречные Les Matos, подарившие миру почти гениальный саундтрек к «Turbo Kid» (2015).

Из всего музыкального жира отдельным особняком стоит заглавная тема «антогониста» фильма и, конечно же, финальная тема перед титрами. Мурашки просто обретают гражданство и формируют свое государство, пока вы валяетесь в экстазе от звучания. Это круто, когда саундтрек ощущается самостоятельным персонажем, как в случае с «Мистером Роботом» (композитор Мак Куэйл), «Утопией» (Кристобал Тапия де Вир),«Интерстелларом» (Ханс Циммер) или каким-нибудь «Сикарио» (Йохан Йоханнссон), но когда он откровенно перетягивает на себя одеяло — тогда он и попадет в этот список на ШишКИНО. Так то!

Прослушать целиком можно на Яндекс.Музыка и iTunes

8. Game of the Thrones / Игра Престолов (2019), 8 сезон

Прекрасно понимаю, что пинать финальный сезон «Игры Престолов» — это уже совсем вульгарщина, но грех не отметить роскошную работу Рамина Джавади для последних шести серий сериала. Наравне с уже культовой «Light of Seven» композитор снова вышел на поле пронзительного фортепиано и выдал очередной шедевр. Композиция «Night King» настолько хороша, что из-за нее хочется пересматривать снова и снова самый позорный слив злодея в истории человечества. Молчаливые клавиши или нарастающее напряжение струнных разъёбывают на эмоции сильнее любой смерти в финальном сезоне.

Впрочем, не одним Реквием по Королю Ночи хочется отметить сезон. Струнные из второго эпизода рвут душу, напряженные саспенс из начала третьего словно передает привет «Сикарио», а детский хор поющий заглавную тему сериала — это просто расщепление на атомы фанатских сердечек. Обидно, когда такой музыкальный материал разбивается о ленивую писанину, но страшно даже представить — каким сильным было разочарование от финала, не будь он приправленным фирменным блюдом от Джавади.

Прослушать целиком на Яндекс.Музыка или iTunes

9. Suburban Cowboy (2016)

Для всех ценителей электронщины это станет откровением. Культовый диджей Dirty South написал саундтрек к малобюджетному криминальному триллеру, в котором выступил со-режиссером. Фильм, который хочет одновременно походить на «Драйв», «Рокнрольщик» и «Хотлайн Майами». Абсолютно не имеющее смысла в просмотре кино обладает таким ОХУЕВШИМ элеткронным саундом, что хочется выть на луну. Мало того, что пластинка достойна подробного изучения, так еще про нее никто особо и не слышал. Композиции «Villains» и открывающая «Push» — агрессивные элеткронные шедевры, которые мир обязан был услышать.

Послушать можно на Spotify, в iTunes и Вконтакте.

10. Tron: Legacy / Трон: Наследие (2010)

Да простят меня все фанаты Джозэфа Косински. Завершаю десятку исключительно вкусовщиной, но не могу отказать себе в наглости указать, что я бы ни за что и никогда бы не сел пересматривать эту лениво написанную (хоть и безупречную с визуальной точки зрения) картину, если бы не музыка Daft Punk. Ей богу, в списке лучших саундтреков всех времен и народов — этот стоит в десяточке. Композицию Recognizer готов слушать хоть на смертном одре, а под Tron Legacy (End Titles) хочется падать на пол, биться ногами в припадке маленького ребенка и сквозь рыдания орать «НУ ПОЧЕМУ ТАК ОХУЕННО И ТАКОЙ СЛАБЫЙ ФИЛЬМ?!»

Не поймите неправильно — в «Трон: Наследие» огромное количество плюсов и это замечательное кино-путешествие, но оно даже ни на процент не заслуживает той музыкальной гениальности, которым его наградил великий французский робо-дуэт.

Насладиться шедевром можно в Яндекс.Музыка , в iTunes и Вконтакте

СХОЖИЕ СТАТЬИ

Теги