Velvet Buzzsaw / Бархатная Бензопила (2019)

Один из самых первых проектов года by Netflix, который киноманская общественность ждала, затаив дыхание. Причина весьма весомая: режиссер фильма — Дэн Гилрой — человек, подаривший миру лучшую роль в карьере Джейка Джилленхолла («Стрингер»). На повестке дня жанровый микс из сатиры и хоррора. Казалось бы, что могло пойти не так? Ревью получилось нагроможденным и безэмоциональным рассуждением о том, почему понравилось мне, но не понравилось большинству.

Так уж получилось, что говорить про «Бархатную Бензопилу»  и не ругать ее за каждый вздох — это дурной тон. Причин у людей нашлось много. Загибать пальцы будем? Всему виной в первую очередь неоправданные ожидания. Все ждали очередного атмосферного и мрачного разъеба от Гилроя, а получили легкомысленную фрик-развлекалку. Сатира на арт-сообщество ограничилась разве что парочкой забавных гэгов. Хоррор-составляющая добавлена ради… креатива? Лично моя главная претензия — это отсутствие яркой, цветастой и пестрой картинки. Картинка очень отстраненная, слишком цифровая. Ее даже живой назвать тяжело, скорее стерильной.

Возможно, Гилрой специально пытался подчеркнуть таким способом бездушность и пустоту людей из мира современно искусства, но со мной это срезонировало в худшую сторону. Что же хочется сказать в противовес всем недовольствам? Как бы не хуесосили «Бензопилу» все подряд — ее все равно приятно смотреть. На удивление, это очень компанейское кино и лично мне повезло ее посмотреть в соответствующей атмосфере. На просмотре у нас собралась разношерстная компашка: кто-то разбирался в искусстве, кто-то в кино, кто-то не первый год тонет в творческой рефлексии. Учитывая, что в центре «Бензопилы» часто вертится тема позерства/трушности художников, то в уровне вовлеченности нам было не занимать.

Что касается стеба над индустрией современного искусства, то вони со стороны зрителей понять мне не удалось. Ясное дело, что самую лучшую деконструкцию сабжа провели в 4 эпизоде 11 сезона «В Филадельфии Всегда Солнечно» и неплохо этим же занимались в «Квадрате» (2017). На худой конец, в «Копах в глубоком запасе» у Марка Уолберга была совершенно гениальная сцена про инсталляцию на выставке. Однако, хочется задать вопрос. Я понимаю, что от Гилроя хочется видеть что-то уровня «пришел, увидел, победил», но как ЧАСТО выходят фильмы про стеб над нынешней богемной тусовкой вкупе с гейским невротиком Джейком Джилленхолом? В жанре хоррор? На словах это звучит так же, как есть в фильме, потому и я вот не понимаю, что за нахуй возмущения. Почему ваши желудки сыты, господа? Голод до оригинальных картин куда подевался? Алло.

На волне дрочки по ретро-хоррору становится дико удивительно, что киноманские круги носом повели. Вообще-то, местные йоба-моменты отсылают нас во времена каких-нибудь амбициозных «Кошмаров на улице Вязов» и «Исполнителя Желаний». В век сурового реализма посмотреть на то, как от человека после смерти остается лишь рисунок графитти — это возвращение к старой-доброй хоррор-магии конца восьмидесятых-начала девяностых. Изменения реальности, потусторонние миры, ожившие картины — это вот олдскульные ужастики, на которых выросло мое поколение. Я соглашусь, что хоррор-составляющая не сильно помогает повествованию, но только в том случае, если воспринимать «Бензопилу» как сатиру, а не легкомысленный фильм ужасов с Голливудскими звездами.

Если фильм с потусторонним — это не значит, что должно быть постоянно мрачно, страшно и дарково. Нет таких правил. Когда хорроры смешивают с социальной или семейной драмой — все восторгаются. Как только Гилрой заходит на поле лайтовой сатиры и миксует ее с жанровыми клише — все интеллектуалы начинают плеваться от недостатка глубины и глобальной трепанации. То, что не довели ни один из жанров до пика — проблема, хуй поспоришь. Но не стоит обманываться — «Бархатная Бензопила» это фильм-шутка, во время которого развлекаются и создатели, и зрители.

Фильм вообще в первую очередь — это персонажный капустник. Количество героев зашкаливает и извините меня, но так заебали картины, где насчитается от силы три-четыре ярких характера за весь хронометраж… «Бензопила» как глоток свежего воздуха. Почти ВСЕ, у кого хронометража больше минуты экранного времени — запоминаются. Химия между некоторыми лицедеями взрывает экран. Гротеск одних влюбляет в себя. Харизматичность других поедает пространство. Персонажам фильма НЕ сопереживаешь (верю, что такова задумка Гилроя), но ни про одного не скажешь вопиющее «не запоминается». С детализацией вовсе проблем нет, начиная от того — во что одеваются герои, заканчивая тем — какой модели у них вейп. Мне как зрителю видеть такую проработку — очень важно.

Учитывая, что почти все герои — это ебаные бездушные мрази мира современного искусства, то Гилрою стоит отдать должное — смотреть все равно ХОЧЕТСЯ. В этом плане и сценарий проработанный, и кастинг провели мощный, и стилисты постарались, и актеры развлеклись. Даже Малкович не делает ничего сверхъестественного, но при этом его характер читается без недосказанностей. И так со всеми героями. Несмотря на хронометраж, образы у всех достоверные — будь то главные герои или пятиминутный робот-бомж.

Почти каждый негативный отзыв на фильм звучит так, будто ты слушаешь высказывание сноба в арт-галерии, стоящим перед картиной хуя с усиками. «Недостаточно проработано, нет глубины, лишние линии». Камон, ребят, вы не на выставку Алекса Де Корте пришли, вы смотрите на хуй с усиками, улыбнитесь! В «Бензопиле» Джейк Джилленхолл играет манерного и ранимого гея, Джон Малкович изображает некогда успешного алкаша-художника в творческом кризисе (С ПЛАТОЧКОМ НА ШЕЕ), робот-бомж-на-костылях кошмарит одного из героев, а Тони Коллет в кровище становится частью арт-выставки! Как можно всерьез относиться к фильму, который как бы каждые несколько минут вам говорит: «просто расслабьтесь и повеселитесь»!?

Забавно выходит, что играя на поле претенциозного мира критики фильм стал жертвой завышенных требований, где от него ожидали претензию на глубину, а получили просто баловство съемочной группы. Полностью понимаю печаль людей, ждавших от Гилроя чего-то цельного и бронебойного. Когда такие авторы выдают легкомысленное кино без потенциала на долгую жизнь в музее кино — грустно становится. Правда, это не значит, что теперь нельзя кайфануть во время просмотра.

Выходит, что когда ждешь много, а получаешь меньше — начинаешь доебываться и тонуть в минусах. Эдакое чувство обиды и обмана. Лично я постоянно с таким сталкиваюсь. Однако, когда не ждешь ничего (как в случае моих товарищей, с которыми я смотрел фильм) — сосредотачиваешься на плюсах и полученных эмоциях. «Бархатную Пилу» смотреть весело. В ней есть пара жутких моментов, несколько действительно красивых сцен, дохуя ЯРКИХ персонажей, роскошная работа художника по костюмам, приятные интерьеры и вагон невульгарного юмора. Что еще надо для хорошего впечатления от фильма? Как оказалось — многим от «Бензопилы» нужно было чуть больше. Иногда хорошо посмотреть фильм без бекграунда и каких-либо ожиданий, ибо порой зритель сам себе злейший враг.

СХОЖИЕ СТАТЬИ

Теги